22 ноября
Загрузить еще

Кто будет нас лечить, учить и охранять

Кто будет нас лечить, учить и охранять
Фото: К выбору будущей специальности студенты подходят очень практично. Никакой тебе «физики и лирики». Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

Признаюсь: ехала на репортаж, ожидая услышать наивное лепетание о честности и благородстве фразами из школьного сочинения на тему: "Кем я хочу быть, когда вырасту". Дудки! Первый же мой собеседник, свежеиспеченный интерн столичного медуниверситета Богомольца, расставил все на свои места.

- Всего этого про "почетно и престижно" вы от меня не услышите. Я иду в медицину, потому что она мне сама по себе нравится. И да, я знаю, что зарплата маленькая и лечить нужно всех - не только благопристойных граждан, но и бомжей-алкоголиков, немытых стариков. К этому готов, - говорит будущий доктор Максим.

Неожиданно, но факт. Большинство моих молодых собеседников точно знают, зачем они идут в профессию и как будут зарабатывать на хлеб.

"Помимо взяток, есть и другие способы"

- Почему ты решил стать врачом? - обращаюсь к худенькому парню в обтягивающих джинсах.

- Мне всегда нравилась биология, а медицина очень тесно с ней связана, - отвечает юный киевлянин Юрий. - Я с девятого класса препарировал дома лягушек - мама была не в восторге. Потом поступил в медицинский лицей и стал таскать домой черепа. 

- Интерес интересом, но мужчине надо содержать семью. А в государственных больницах платят весьма посредственно…

- Помимо взяток, есть масса способов заработать. Например, делать уникальные операции, которые мало кто умеет. Они очень дорогостоящие. Или работать в частной клинике, - рассуждает Юра.

Изначально парню хотелось стать военным хирургом, но на военную кафедру он не попал. Поэтому думает о гражданской хирургии и травматологии. Кстати, Юрий занимается многоборьем и много знает о спортивных травмах. Посему не исключено, что через несколько лет он станет спортивным врачом. А это дело прибыльное.

В отличие от него уроженец Кривого Рога по имени Максим за круглыми суммами не гонится. Он вырос в небогатой семье и деньгами не избалован. 

- Даст бог - хорошо, нет - ну, и на зарплату прожить можно, - совершенно спокойно говорит без пяти минут интерн.

После окончания университета Максим планирует вернуться в родной город и работать там глазным хирургом. 

Красивая барышня меня бережет

Академия МВД. Отсюда выходят те, кто нас бережет. Полицейские. На входе мы познакомились с Юлей из Казатина Винницкой области. Имея довольно средние баллы, девушка подала заявки в десяток вузов. Прошла в три. Из них решила отдать предпочтение столичной академии.

- Она престижнее всего, - объясняет свой выбор Юлия.

Она поступила на "право", поэтому в будущем получит кабинетную работу, безо всяких уличных беспорядков, митингов и прочих опасных событий. В государственной структуре или частной, будущий юрист еще сама не знает.

- Сейчас очень много говорится о коррумпированности МВД. Что ты думаешь о взятках? - спрашиваю ее.

- Коррупция не только в правоохранительных органах. Наши люди считают, что если идешь в больницу - нужно обязательно кому-то дать. В какое-то другое место - тоже. На самом же деле это дело исчезнет, когда мы сами перестанем предлагать деньги, - считает Юля.

Ирина из Бердянска смотрит на вещи не так идеалистично. Она убеждена: коррупция была и будет. Тем, кто хочет добиваться своего честным путем, нужно научиться быть настойчивым. Например, не хочешь платить за экзамен - собираешь комиссию и доказываешь, что знаешь предмет, или требуешь другого преподавателя. То же самое с врачами, прокурорами и чиновниками - надо искать альтернативу.

- Я понимаю, что в силовых структурах небольшие заработки, но мне с детства хотелось носить форму. У меня первое образование экономическое, родители так захотели, но работать в банке не могу. Не мое. Лучше получать удовольствие в погранслужбе, хоть и денег иметь меньше, - считает 28-летняя Ирина.

Таня и Аня пошли учиться на психологов. Однако попали в разные универы. Но они близняшки и могут "меняться" парами. Фото: ВКонтакте Татьяны Гринь

Как географу не пропить глобус?

В коридорах педагогического университета имени Драгоманова мы выискивали будущую учительницу. Ожидали, что это будет а-ля Мальвина в строгом платье и с аккуратной прической, вся такая скромная. Но познакомились с Дарьей Марыгиной, поступившей в магистратуру, у которой все уши в сережках, джинсы в облипку и улыбка до ушей. 

- Я была президентом школы. Сотрудничала с городским департаментом образования. Мне всегда нравилась эта тусовка с разными мероприятиями, тетрадками, журналами. Поэтому решила остаться в ней, - улыбается Даша.

Она уже работает географом. Ее принцип: не бубнить материал из методички, а рассказывать жизненные истории. Например: "Есть такие и такие виды облаков. Дети, посмотрите за окно. Видите, сейчас какие они". Ученики должны видеть: все, что им преподают в школе, ждет их за ее пределами. 

Дарья пришла в школу педагогом-организатором в 18 лет. Ее начальная зарплата была 1500 гривен. Девушка признается: приходилось очень туго. Сейчас за счет часов, классного руководства и прочего получает вдвое больше. Но в будущем, чтоб иметь достойный заработок, планирует еще читать лекции в университете.

- Говорят, если идешь в школу, можно поставить крест на личной жизни. Хватает времени на что-то, кроме проверки тетрадей и контурных карт?

- Это все неправда. Я, например, со своим мужем в школе познакомилась. В школе, которую окончил Влад, я была педагогом-организатором, а он пришел в гости как выпускник. Нам было по 18. Теперь работаем вместе (Владислав - лаборант при кабинетах химии и физики. - Авт.), у нас небольшая скаутская организация, - продолжает Марыгина.

Впрочем, в университете Драгоманова готовят не только учителей. Таня Гринь через пять лет получит диплом психолога. Ее пока привлекает физио­гномика, но девушка очень хочет открыть для себя уйму других направлений. 

- У меня есть сестра-близняшка Аня. Она тоже поступила на психологию, но в КНУ Шевченко. Мне туда несколько баллов не хватило. Но ничего - будем ходить на пары друг к другу. Так даже интересней. Поучусь в двух вузах, - прижимает к себе папку с бумагами Таня. 

Им с сестрой было очень тесно в родном Доброполье Донецкой области, поэтому и вырвались в столицу. Тут они станут квалифицированными специалистами, выучат языки и умчат за бугор. В Украине молодые психологи себя не видят. Виной этому невостребованность профессии и маленькие заработки. Так что конечный пункт Ани и Тани - Германия. 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

  • 67,5 тысячи человек - госзаказ на младших специалистов 
  • 90,7 тысячи человек - на бакалавров
  • 42,9 тысячи человек - на специалистов
  • 60 тысяч человек - на магистров
  • 4,6 тысячи человек набирают в аспирантуру 
  • 493 человека - в докто­рантуру.
  • 266 тысяч бюджетных мест всего выделило государство в вузах.
Новости по теме: Поступление в вузы