22 ноября
Загрузить еще

Что будут менять в школьном образовании в ходе реформы

Что будут менять в школьном образовании в ходе реформы
Фото: Пока можно списать, мы никаких реформ не боимся. Фото: Максим Люков

Тщетные ожидания

- Владимир, какие нововведения в системе школьного образования ожидают нас в ближайшем будущем?

- Никаких неожиданностей не предвидится, по крайней мере до 2018 года, когда они начнут возникать. Дело в том, что сейчас проходит много общественных и профессиональных дискуссий, в которых тонут любые нововведения. 

- Расскажите об основных плюсах и минусах школьной реформы, которую сейчас внедряет МОН. 

- Реформы могут быть в трех вариантах. Первый - кое-что в школах обновить, например, не писать красными чернилами, упростить учебники, перейти от 11- к 12-летнему образованию, разделить школу на другие ступени, улучшить ВНО и т. д. 

Второй вариант - существенно усовершенствовать все элементы системы образования: переходить на онлайн-обучение, осовременить скучные учебники, кардинально переучить учителей, внедрить самые передовые учебные технологии, переработать систему оценивания и т. д. 

И третий вариант - создать систему образования мирового уровня. Чтобы уже не мы к ним, а они к нам приезжали и лихорадочно копировали все наши ноу-хау. Вы за какой вариант?

- Наверное, за третий… 

- Вот! К сожалению, ни родители, ни власти не знают, чего требовать и ожидать от школы. Никто не может сформулировать требования к школе. Нужны ли только знания или еще и здоровье? Нужно развивать только интеллект детей или еще и их воображение? Нужно, чтобы детям было комфортно или необходима дисциплина? Нужны вообще оценки или нет? Поэтому так тщетны ожидания и так часто все испытывают раздражение.

Мы сформулировали требования от всех "заказчиков" и сложили из них компромиссный пазл. Так что у пилотных проектов есть перспектива. 

Болонская система сходит на нет

- Во время заседания коллегии МОН замминистра Павел Хобзей представил обновленный после общественного обсуждения проект учебных планов для ­10-11-х классов. Как отразится на образовании сокращение количества обязательных предметов в старших классах? 

- С этим вопросом полная неразбериха. Сокращение и совмещение предметов пока предусмотрены в основном для детей-гуманитариев, у которых бывает аллергия к точным наукам. Жаль, что наша реформа пошла по пути упрощения и унификации знаний, что было модно на Западе 20 лет назад. Но там уже пошла противоположная тенденция. Например, в Америке стали широко модными математические лагеря и курсы.

Увы, у нас часто генералы готовятся к прошлой или позапрошлой войне. Скажем, на Западе уже сходит на нет Болонская система, а мы все по ней учимся. Сейчас в мире совсем другие реформы в образовании - меняется контент, кадры, пространство, технологии, финансирование, принципы и результаты. 

- Имеет ли смысл использовать опыт европейских стран? 

- Я объехал 105 стран и изучал реформы образования в них достаточно глубоко. Сейчас лидерами в мире считаются Финляндия и Сингапур (по критериям PISA). Так вот, десятки стран ринулись к этим передовикам, чтобы перенять их уникальный опыт и быстренько внедрить у себя. 

Но ни у кого ничего не вышло. И несмотря на то, что эти страны - богатые, продвинутые, с политической волей. Почему? Потому что образование - это не только тангенсы, щелочи и законы Ньютона. Это традиции, культура, уровень жизни. 

Ну как перенять опыт Финляндии, если там зарплата учителя 50 тысяч евро в год. Если там все доверяют друг другу и нет никаких районо, гороно, облоно. Если дети там не списывают и даже не понимают - как так можно. Там свыше 30 параметров, которые нам не понять и не внедрить, потому что там общество по-другому устроено.

- А как реформа отразится на учителях? Многие опасаются, что останутся без работы.

- Опасения небезосновательны. Примерно такая же история была однажды с лионскими ткачами, которые даже бастовали, когда начались внедряться ткацкие станки. А они утверждали, что ткани, сотканные теплом человеческих рук, - это совсем другие ткани, чем тканые железным и бездушным станком. Ну и чем кончилась та история? Где те ткачи? 

Применительно к образованию в XXI веке возникают совсем другие учебные технологии и иные требования к учителям. Разница такая же, как между ямщиками XIX века и летчиками XXI века. Так что учителям придется пере­учиваться на навигаторов-коучей-штурманов, чтобы соответствовать требованиям времени. Те педагоги, которые попадут в этот современный мейнстрим, не только не останутся без работы, но и получат новые отличные перспективы.

Из личного дела

Владимир Спиваковский - президент Международной корпорации "Гранд", кандидат экономических наук, писатель, основатель первой в Украине частной школы-лицея "Гранд". Издатель нового поколения справочников и учебников в Украине. 

Автор книг "Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу", "Если ты достоин большего, нарушай правила", "Образовательный взрыв" и др.

ВОПРОС РЕБРОМ

Как понять, что в стране идет настоящая реформа?

- На самом деле о том, что в стране идет настоящая реформа образования, - считает Спиваковский, - можно будет судить, если будут получены ответы на 7 базовых вопросов системы образования:

1. Зачем учить? И не только ради "знаний", которые быстро забываются. А приобретать навыки, умения, современные практические знания (и фундаментальные тоже), о которых так много говорят, но никто не знает, как конкретно школьникам их усваивать.

2. Чему учить? Не тем же давно прокисшим "знаниям", которые так сильно поддаются критике, а гибкому обновляемому учебному курсу, чтобы знания всегда были свежими.

3. Как учить? Не мелом-тряпкой-доской-указками-педсоветами. Есть эффективные технологии, которые позволяют осваивать больше информации за меньшее время. Причем в увлекательной форме и на результат. 

4. Кем учить? Надо срочно переучивать учителей, но никто не знает, как и чему. И это большая проблема. Тем не менее мы начали пилотный проект, и уже вырисовывается система переквалификации учителей на нужное их качество.

5. Где учить? Увы, уже не только в классе и в школе. А в интернете, дистанционно и получать информацию из других источников. Вот смотрите, у нас эпоха называется информационной, но работе с информацией никто детей не учит. А учить надо: где и как эту информацию добывать, распознавать, анализировать, фильтровать, преломлять, отражать, обогащать и применять. Это сейчас очень актуально, и такие программы у нас уже есть.

6. Сколько это все должно стоить и кто за образование должен платить? На этот вопрос тоже есть ответ: просто надо составить смету и работать по ней в зависимости от запросов родителей, государства, бизнеса, вузов и самих детей. 

7. Какой будет в итоге результат? Надо стремиться к тому, чтобы выпускник школы на вопрос: что ты знаешь? - вместо обычного ответа "знал-да-забыл", ответил бы четко и ясно: вот это я "умею-знаю-могу-сделаю-будете-довольны".

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Можно проголосовать на сайте

Продолжается публичное обсуждение обновленных учебных программ для 5 - 9-х классов. Посмотреть изменения, внесенные в программы, и дать собственные рекомендации можно, перейдя по ссылке. Продлится обсуждение до 4 апреля включительно.

Кроме того, заместитель министра Павел Хобзей представил обновленный после общественного обсуждения проект учебных планов для 10-11-х классов. По словам замминистра, обучение в старшей школе станет профильным. Профиль обучения будут выбирать сами ученики, и соотношение учебных часов для изучения обязательных предметов и самостоятельно выбранных школьниками будет примерно 50 на 50.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Реформа образования: лирикам разрешат не ходить на физику

- Несмотря на то, что школьные предметы у старшеклассников сократятся вдвое, количество учебных часов в неделю останется прежним – 33 часа, - рассказывает "КП" в Украине" заместитель директора Департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Наталья Бескова. По ее словам план обучения будет состоять из обязательных предметов и тех, которые выберут сами школьники. Из этих детей сформируют профильные группы.

Новости по теме: образование