22 ноября
Загрузить еще

Что ждет школьников и их родителей с 1 сентября

Что ждет школьников и их родителей с 1 сентября
Фото: - Пока у Ульяны можно списать, нам не страшны никакие реформы образования. Фото: Максим Люков

Применять знания на практике

Оксана Макаренко заверила: сегодня школы финансируются в достаточном объеме.
Фото: ЯНСОНС Оскар

- В этом году стартует реформа школы. Что изменится?

- Те, кто пойдут в первый класс, будут уже учиться 12 лет по новым стандартам и учебникам. Поменяется сам принцип обучения. Как было раньше: преподаватель у доски передает знания - учит писать, считать, читать. После окончания - ВНО и поступление в вуз. В новый госстандарт мы добавили то, чего не было раньше: развитие эмоционального интеллекта, критического мышления, понимание своих чувств, чувств других, умение взаимодействовать в команде, экологическую компетентность, предприимчивость, инновационность, финансовую грамотность. И оценивать станут не только знания школьников, но и практические навыки. 

Ведь на рынке труда спросом пользуются работники, которые помимо профессиональных знаний умеют применять их на практике. Например, вы помните формулу объема, но не можете посчитать после школы, сколько рулонов обоев нужно, чтобы сделать ремонт в комнате. Реформа образования призвана это исправить. 

- Вас не смущает, что дети будут оканчивать школу в 18 лет, возможно - замужними, женатыми, а то и с детьми? 

- Почему девушки должны обязательно родить в 17 лет в школе? А может, она пойдет карьеру делать? Я не говорю о том, что не надо рожать. Но давайте мы дадим возможность людям выбирать, как они хотят построить свою жизнь. Образование дает возможность стать успешными в жизни.

Почему сейчас есть сопротивление против 12-летки? Потому что люди не видят прямой связи между образованием и успехом в жизни. Я часто слышу: "Ну и что, изучал я эти интегралы - и где они мне пригодились?" Задание реформы - изменить обучение таким образом, чтобы оно было полезным для жизни, чтобы все, чему ты там научился, пригодилось потом. 

Все новое - от учебника до парты

- Как будет происходить прием первоклассников? 

- В первый класс не должно быть никакого конкурсного отбора. Уже в пятом классе, когда ребенок себя проявил, можно выбрать учебное заведение на конкурсной основе. 

Что касается первоклашек, право на первоочередное зачисление получают те, кто проживает на территории обслуживания школы, дети работников учебного заведения и те, у кого в данной школе уже учится брат или сестра. 

- Что должны уметь будущие первоклашки? 

- Наше задание как министерства - подготовить педагогов, чтобы они могли учить детей разного уровня подготовки. Раньше пытались всех выравнять под один стандарт. Помните, была картинка в интернете: рыбка, слон и обезьяна сидят за партами. А учительница говорит: "А сейчас для всех одинаковое задание - залезть на дерево". 

Раньше школа обучала одному типу интеллекта - академическому. Все, кто имел спортивный талант или коммуникационный, не имели возможности его реализовать. 

Сейчас все по-другому. Не нужно готовить детей, учить читать и писать, не нужно покупать портфели и рюкзаки, учебники или еще что-то. Всем обеспечивает государство. Более миллиарда гривен выделяется на оборудование, еще часть дадут местные советы. Закупят все новое: от одноместных парт с другой конструкцией до интерактивных досок. 

- Классы переоборудуют всюду? Или только в Киеве?

- Субвенция распределяется на каждого ученика. Возможны лишь минимальные отличия на уровне местной власти, сколько они могут сами добавить в соответствии с их возможностями. 

Возможно, где-то не купят мультимедийные доски. Но парты, материалы для работы учителя будут точно - это все заложено в субвенции.  

Деньги "на шторы" выделяет государство

- В школах всегда были взносы на бесконечный ремонт крыши, класса и т.д. Реформа изменит эту ситуацию?

- В рамках децентрализации все больше средств остается на местах. Денег, на самом деле, достаточно. В прошлом, позапрошлом году иногда неиспользованные миллионы возвращали на счета казначейства. Потому что привыкли, если что-то сломалось - обращаться к родителям. Не писать бюджетный запрос, не проводить сложную процедуру с тендерами, а к родителям. Да, много лет образование не финансировалось, выделялись деньги только на зарплату учителям, книги. Но уверяю, последние 2-3 года ситуация совсем иная. Средства выделяются. 

Школа должна научиться работать с деньгами государства. Если директор этого не делает, то родители могут обратиться в райуправление образования с запросом - сколько денег в этом году выделено на их школу. В Киеве, например, есть карта, где можно увидеть в разрезе вашей школы, сколько выделено средств, будет ли плановый ремонт в этом году.  

Кстати, не всегда виноват директор. В некоторых школах главы родительских комитетов превращались в такие себе коллекторские компании.

- Родительские комитеты разве не запретили?

- Родительские комитеты - организации, которые на бумаге должны защищать права детей и много чего полезного делать. Но по факту превратились в хозяйственные организации, которые собирали деньги и вкладывали в какие-то бытовые вещи школы. Поэтому, с одной стороны, закон расширил права родителей принимать участие в жизни школы, а с другой - отменил старое типовое положение о родительских комитетах. Сейчас нарабатывается новая нормативная база, какие формы можно предлагать родителям для привлечения в жизнь школы на уровне закона о среднем образовании. 

Вопрос ребром

- Можно ли побороть буллинг - травлю детей?

- Сейчас создаются программы, которые вводятся в курс переквалификации учителей. Педагоги учатся, как работать с соцслужбами, как помогать детям. Но много зависит от позиции администрации школы, учителя, родителей. Потому что буллинг помолодел и происходит не только среди подростков, но и детей младшего возраста, для которых авторитет учителя важен и травлю можно быстро прекратить, если ты выстроил с ними доверительные отношения. 

Буллинг не возникает одномоментно, это продолжительное действо. Искоренить его можно, изменив философию и атмосферу в школе. Сейчас мы над этим работаем, новый стандарт учит видеть личность в ребенке. Часто и сам учитель назначает кого-то потенциальной жертвой, когда выделяет ребенка из общего числа детей, говорит, что он какой-то не такой, плохо учится, плохо себя ведет, плохо одевается.

Сейчас много детей с синдромом дефицита внимания. Они более подвижные, им трудно высидеть 45 минут. И если учитель требует сидеть и не двигаться, ругает за это, не понимая, что происходит с ребенком, то он начинает себя вести плохо. И далее потенциально становится хулиганом, который вокруг себя формирует группу тех, кто будет кого-то травить.