22 ноября
Загрузить еще

Осужденные за ДТП: "Пусть хоть на год каждый сядет – и богатый, и бедный, и прокурор"

Осужденные за ДТП:
Фото: В колонии сейчас 88 сидельцев. Фото: Марина Куценко

Слишком маленькие наказания, слишком низкие штрафы… Об этом мы слышим каждый раз, когда случается резонансное ДТП. А без них в Украине, увы, не проходит и месяца. О том, что нужно сделать, чтобы уменьшить аварийность на дорогах, рассуждают депутаты, чиновники, эксперты. И к новому сезону в Раде обещают подготовить законопроекты, усиливающие контроль и санкции за нарушения. А что могут сказать люди, отбывающие реальные наказания за дорожные катастрофы? "КП" в Украине" отправилась в Кагарлыкскую исправительную колонию №115, что в ста километрах от Киева.

Живут вполне комфортно – как в армейских казармах. Фото: Марина Куценко

 

"Да это и не тюрьма…"

На первый взгляд колония не вызывает гнетущего впечатления. Может быть, потому, что лето и на компактной территории цветы и зелень. Жилые помещения тоже не шокируют: комнаты светлые, кровати, как в пионерлагере, и застелены так же: подушки "пилоточкой", простынки – косой ленточкой. Столовая с вменяемым запахом пищи, спортзал с тренажерами. Официально учреждение имеет минимальный уровень безопасности с облегченными условиями. Это самый легкий режим содержания в неволе.

Есть спортзал. Фото: Марина Куценко

Сейчас здесь на 137 мест 88 постояльцев. Пару лет назад был переизбыток – 169 человек, но амнистия-2016 заведение хорошо разгрузила. Да и по-честному, надолго здесь народ не задерживается. Кому суд дал 4 года – тот сидит в среднем 2, максимум 3, кому 8 лет, тоже отбывает полсрока. Если не по амнистии, то выходят сидельцы по условно-досрочному. ДТП – неумышленное преступление, здешние заключенные первые кандидаты на льготы.

- Человек боится тюрьмы, когда ее не видел. А когда увидит, то привыкает, - философствует 40-летний Андрей, получивший четыре года. - Да это и не тюрьма – так, воинская часть.

- Так что, выйдете – готовы назад вернуться?

- Нет, конечно, нет! – спохватывается собеседник.

У Андрея история, каких тут много. Выпивали в компании, потребовалась добавка. Без опаски сел за руль – стажа-то водительского два десятка лет! – и сбил пожилую женщину на велосипеде.

- Я предлагал ее дочери деньги, сколько мог собрать – 5 тысяч долларов. А она захотела больше, теперь жалеет. Вот вам разница между бедными и богатыми. У кого деньги – откупится. У кого нет – того осудят, - Андрей опять впадает в размышления. – А что ей толку, что я сижу. По иску идут копейки.

Работа в колонии есть, но не для всех.

- Трудоустроены 70% процентов контингента, - говорит наш провожатый оперуполномоченный Виталий Коваль.

"Были бы деньги, суд бы не был строгим"

Журналисты, посещающие "кагарлычку", часто просят: покажите мажоров. Не показывают, их тут нет. Вот сейчас единственный, кто может отдаленно претендовать на такой статус, это бывший депутат Макаровского райсовета Матвей Евсеенко. Общая масса - средний класс и ниже.

На территории – вполне красиво. Фото: Марина Куценко

38-летний Алексей, переселенец из Алчевска, один из немногих, кто в момент аварии был трезв. Его случай облетел все новости. В ночь на 17 марта 2016 года "Ситроен", на котором Алексей возил своих земляков к родственникам через линию разграничения, налетел на обрезок разделительного отбойника. Железо насквозь прошило микроавтобус, убив троих пассажиров.

- У меня случился микроинсульт, есть экспертизы. А еще там велись дорожные работы. Если бы этот отбойник был под углом в землю вкопан, машину бы просто отбросило. Только судье все равно было, что дорожные рабочие схалтурили и место никак не обезопасили. В машине все знакомые были, понимали, что случилось, даже исков ко мне нет. А все равно получил 8 лет, - вспоминает трагедию 38-летний мужчина. 

Алексей уверен: если бы были деньги, суд бы не оказался таким строгим к нему. Но здесь многие используют вот это "если бы"…

Осужденные выходят на волю, обычно отсидев только полсрока. Фото: Марина Куценко

О чем говорят осужденные

  • Винят социальное неравенство

Большинство заключенных о прошлом не хотят вспоминать. Но порассуждать о том, что нужно изменить в правилах, согласились. Мы расположились в зале по типу актового и договорились не называть имена. Разговор получился сумбурным и очень эмоциональным. Как ни крути, а все упиралось в социальное неравенство, которое осужденные считают главной причиной того, что они оказались здесь. Дескать, почему депутату или прокурору можно, а мне – нельзя?!

Мы постарались обобщить мнения собеседников. Некоторые могут показаться абсурдными, но предложения, которые мы слышим от государственных мужей, не всякий раз лучше.

  • О повышении сроков

Оправдано только для тех, кто сбежал с места с ДТП, не оказал помощь пострадавшему или постарался скрыть следы своей вины. В остальном наши собеседники против продления тюремного наказания. Основной аргумент – неэкономичность.

"Суды присуждают пострадавшим компенсации, а чем дольше мы тут будем сидеть, тем меньше шансов, что сможем выплатить. На свободе больше возможностей заработать и рассчитаться по иску. Но государство должно контролировать, сколько человек реально зарабатывает. Чтобы было как с алиментами – получаешь деньги "в черную", а живешь шикарно – все равно плати".

  • О разрыве в санкциях

Нужно уменьшить люфт между минимальным и максимальным наказанием по одной статье.

"Если в результате ДТП наступила смерть человека, наказание от 3 до 8 лет. У кого много денег, тот получает меньший срок, у кого мало – тот больший. Так судей провоцируют на взятки. Пусть будет 5 - 7 лет, но для всех".

  • О штрафах

Повышать можно, но с учетом расслоения общества. Богатые платят больше, бедные – меньше.

"Для одних 20 000 гривен неподъемная сумма, для других – пустяк. Нужно, чтобы брали процент от реального дохода. Тогда всякие богачи и мажоры тоже будут бояться нарушать".

О контроле на дорогах

Возвращать ГАИ не нужно. Нужно использовать больше технических средств.

"Видеонаблюдение будет дисциплинировать водителей, но только трезвых. И если его вводить, то справедливое - чтобы нес ответственность тот, кто сидел за рулем, а не тот, на кого записана машина. Нужно больше лежачих полицейских и ограждающих бордюров на трассах". 

  • О пешеходах

Пешеходов нужно наказывать.

"Наказывать так же строго, как водителей. Если по вине пешехода случилось ДТП и он выжил, пусть получает те сроки, что и мы. Если водитель на 70% виноват, а на 30% пешеход, вину и наказание нужно делить пропорционально".

  • О дорожных службах

Дорожники тоже должны нести равную ответственность с пешеходами и водителями, если авария случилась из-за ненадлежащего состояния покрытия.

"Сижу за то, что ночью сбил мопедиста. Он сам вильнул мне под колеса, когда объезжал ухаб. Расследование по дорожникам не проводилось, экспертизы по моей просьбе не назначались. Суд постановил, что я должен был предвидеть нештатную ситуацию".

  • О неотвратимости наказания

Непонятая юристами идея генпрокурора Юрия Луценко у заключенных получила одобрение: каждый, совершивший ДТП со смертельным исходом, должен отсидеть минимум год.   

"Это правильно, если сидеть будет каждый. И бедный, и богатый, и прокурор, и депутат, и прокурор, и судья!"

  • О пьянстве

Вот тут зашли в тупик: все меры – штрафы, конфискации, тюремные сроки если и могут напугать, то только трезво мыслящего автомобилиста.

"Каждый уверен, что умеет водить и с ним ничего не случится".

"Кто правильно пьет, тот ездит осторожно, трезвые скорость превышают".

"У нас ментальность такая, нас не переделаешь".

  • О повышении культуры вождения

Каждый побывавший в колонии, несмотря на ее "мягкость", уверен, что больше никогда не будет нарушать. Но весь народ через тюрьму не пропустишь.

"Если человек взрослый, на него трудно повлиять. Учить правилам дорожного движения нужно со школы. Говорить не только о том, как надо переходить дорогу, но и давать первые представления об управлении автомобилем". 

В этой колонии не жесткие условия. Фото: Марина Куценко 

 

Новости по теме: исправительная колония