Йоахим Реннеберг возглавил группу, которая в ходе операции "Ганнерсайд" взорвала завод по производству тяжелой воды, устроенный на гидроэлектростанции Веморк (Норвегия). Уничтожив завод, герои Сопротивления лишили немецкую ядерную программу источника стратегического сырья. Ведь тяжелую воду, в основе которой не водород, а дейтерий - его более тяжелый изотоп - использовали в атомных реакторах для производства так называемого оружейного плутония из природного урана. А плутонием атомные бомбы и начиняли.
По одной из гипотез, как раз тяжелой воды немцам и не хватило, чтобы в начале 1945 года довести дело до конца.
Нацисты стартовали раньше всех. У них было все для того, чтобы создать ядерное оружие. Немецкие физики Отто Ган и Фриц Штрассман первыми в мире искусственно расщепили ядра атомов урана - еще в декабре 1938 года.
Меньше чем через год - в апреле 1939 года - профессор Гамбургского университета Пауль Хартек понял, что сулит достижение коллег. Сообразил, что на его основе можно создать взрывчатое вещество невероятной силы. И обратился с соответствующим предложением в германское имперское военное министерство.
На Гитлера работал живший в Германии нобелевский лауреат, физик Вернер Гейзенберг - конструировал те самые атомные реакторы на тяжелой воде.
- Несколько сотен немецких ученых, вывезенных после войны, внесли значительный вклад в "Атомный проект СССР", - рассказывал мне историк Владимир Губарев. - По сути, они стали соавторами советской первой атомной бомбы. Более того, стараниями НКВД в Германии удалось добыть и сырье. К концу войны там было произведено 15 тонн металлического урана. Германский уран использовали в промышленном реакторе "Челябинска-40", где был получен плутоний для первой советской атомной бомбы. После того как ее взорвали 29 августа 1949 года, немец - доктор Николай Риль стал Героем Социалистического Труда, а многие его соотечественники были награждены советскими орденами.
Но что в итоге получилось у нацистов тогда - когда война еще не закончилась? Это один из нераскрытых секретов Третьего рейха, который дает основу для сенсационных предположений, появляющихся время от времени.
В 2005 году немецкий исследователь Райнер Карлш выпустил книгу под названием "Бомба Гитлера. Тайная история немецких ядерных испытаний", в которой утверждал, что в начале марта 1945 года на своем балтийском острове Рюген нацисты взорвали экспериментальное чудо-оружие - бомбу "Вундерваффе".
Райнер Карлш писал, будто бы нашел в архивах доклад ГРУ об этих испытаниях. Якобы видел и ответное письмо Игоря Курчатова с сомнениями по поводу успехов конкурентов: "У меня нет полной уверенности, что немцы действительно делали опыты с атомной бомбой".
Игорь Васильевич, конечно же, был осведомлен о том, что немцы продвигаются к атомной бомбе. Относился к ним серьезно. И даже просил советских разведчиков выяснить, "...какие методы получения урана-235 нашли в Германии наибольшее развитие, ведутся ли там работы по диффузионному методу или же приняты другие способы разделения изотопов... какое количество тяжелой воды получают сейчас в Норвегии...".
В 2010 году в Италии были опубликованы воспоминания некоего Луиджи Ромерса, который в войну работал корреспондентом газеты Courriere della Sera. Он утверждал, что лично присутствовал на испытаниях немецкой атомной бомбы как посланник самого Муссолини. Наблюдал за взрывом из бункера - видел вспышку, облако в виде гриба, сожженных овец.
Итальянский корреспондент, как и немецкий историк, указывал все на тот же немецкий остров Рюген в Балтийском море. Но дату проведения испытаний называл другую - октябрь 1944 года. И если верить его свидетельству, то получится, что в 1945 году нацисты взорвали как минимум вторую бомбу. Первую - годом раньше.
Советская разведка однозначной информацией насчет Германии не располагала. По словам Владимира Губарева, в СССР с 1941 года шла операция под кодовым названием "Энормоз", в ходе которой разведчики тщательно отслеживали работы, связанные с созданием атомной бомбы в разных странах.
Историк нашел документ, в котором о немецких делах Курчатову сообщали следующее: "Точных данных о состоянии разработки проблемы "Энормоз" в этой стране у нас не имеется. Имеющиеся сведения противоречивы. По одним из них, немцы добились значительных результатов, по другим - Германия при ее экономическом и военном положении не может вести сколько-нибудь серьезных научных работ в области "Энормоз".
По версии американского профессора истории Марка Уолкера, автора книги "Нацистская наука: миф, правда и германская атомная бомба" у немцев никогда не было настоящей атомной бомбы, как у США или СССР. Поскольку физики Третьего рейха не знали, как рассчитывать критическую массу. Якобы они наугад брали обогащенный уран, окружали его обычным взрывчатым веществом и поджигали. Заряд взрывался, рассеивая частицы урана и заражая местность радиацией. А это не атомная бомба - всего лишь "грязная" - по современной терминологии.
Доводы профессора основаны на рассекреченных несколько лет назад, но малоизвестных документах допроса немецких физиков Дибнера и Герлаха, доставленных в 1945 году в английское местечко Фарм Холл.
Остров Рюген немал: почти тысяча квадратных километров. После войны он достался ГДР, стал закрытой зоной, в которой разместились немецкие военные. А до войны считался курортом.
Попыток поискать предполагаемый ядерный полигон, что называется, по горячим следам, никто не предпринимал. По крайней мере о них ничего не известно. Лишь после "сенсаций" Карлша и Ромерса специалисты радиохимической лаборатории немецкого федерального физико-технического ведомства провели анализ образцов почвы, взятых на острове Рюген. Обнаружили повышенное содержания цезия-137 - радиоактивного изотопа, который образуется при цепных реакциях. Значит, взрывы все-таки были? Не факт. Изотоп нынче не редкость. После аварии на Чернобыльской АЭС им - в той или иной мере - усыпана чуть ли не вся Европа.
Итак, можно, спорить, в самом ли деле именно Йоахим Реннеберг помешал Гитлеру доделать атомную бомбу. Или у нацистов и так ничего бы не получилось в силу экономических трудностей, теоретических ошибок и побед Красной Армии.
Несомненно одно: героическая норвежская диверсия бесполезной не была.
|
Диверсионная операция, которую возглавил лейтенант Реннеберг, стала второй. Первая, организованная накануне британцами, провалилась, погибли все десантники - 41 человек. Немцы их отловили и расстреляли.
По новому плану, опять же разработанному в Лондоне, решено было отправить на задание небольшую группу опытных норвежских лыжников - 6 человек. Десантировались они с бомбардировщика. Несколько дней шли на лыжах по сильно пересеченной местности до завода, который располагался на 150-метровым холме на берегу небольшой речки. Каждый нес с собой по 30 килограммов взрывчатки.
Ночью 27 февраля диверсанты скрытно проникли в здание, полчаса устанавливали заряды. Взорвали их, едва успев отойти. Цех, в котором находились электролизные установки для производства тяжелой воды, был полностью разрушен. Вся группа спустилась на лыжах с холма, на них же благополучно добралась до Швеции, преодолев 400 километров.
Кстати, упорство англичан в намерении уничтожить завод по производству тяжелой воды в Веморке свидетельствует о том, что они были хорошо осведомлены о ее роли - как необходимого сырья - в создании атомной бомбы.