Вы все меня бесите!
На днях подруга в очередной раз пожаловалась на коллегу, которая ее настолько раздражает, что подруга начинает скрипеть зубами от злости, как только ее видит.
- Если честно, даже не могу точно сказать, что в ней не так: раздражает – и все! – жалуется Настя. – Конечно, есть у нее неприятные черты – все время поддакивает начальству, "шикает" на всех на собраниях, хотя сама галдит больше всех и не по делу, разговаривает часто довольно грубо, но при этом сама не терпит ни малейшего намека на замечание. Но таких людей очень много, сама не пойму, почему меня настолько бесит именно она!
А приятельница рассказала о начальнице, которая достаточно своеобразно принимает подарки:
- Не помню ни одного случая, чтобы она не прокомментировала подарок ко Дню рождения или к 8 Марта и не сказала какую-нибудь гадость. На дорогой набор косметики по уходу за кожей она сказала, что воспринимает это как намек, что она плохо выглядит, на набор канцтоваров – что мы не хотели думать о подарке и купили что-то первое попавшееся, а на торт, сделанный на заказ – что она никогда не думала, что выглядит как человек, который не может себе позволить купить торт самостоятельно. Наша шефиня – человек в общении не слишком приятный, но предпраздничные дни становятся огромным стрессом для всего коллектива.
В своем раздражении девчонки не одиноки: большинство из нас раздражают в коллегах самые обычные вещи – ничего из ряда вон выходящего. Опрос, проведенный кадровым порталом, показал: каждому пятому украинцу не нравится коллектив, в котором они работают, а каждого двадцатого коллеги откровенно бесят. Причем вывести из себя может все, что угодно – от интриг и сплетен до опозданий и частых перекуров (подробнее см. Полезно знать).
По понятным причинам выливать агрессию на коллег каждый день не будешь. Во-первых, скандалистов в компаниях не любят. Во-вторых, это вредно для собственного здоровья. И, наконец, в-третьих, часто бывает так, что коллега бесит без видимой причины, либо лицемерен, либо говорит гадости с премилой улыбкой на губах. И со стороны будет казаться, что скандал затеяли именно вы, а, как мы уже отметили, скандалистов на работе не любят.
Если конфликт возник…
Лучший способ покончить с конфликтом – это просто не доводить до него дело. Но правда в том, что идеальных коллективов не существует, так что конфликты на работе – явление достаточно распространенное. Особенно обидно, что даже самое корректное поведение в рабочей обстановке вовсе не является гарантией того, что конфликт с коллегами не возникнет.
По словам бизнес-коуча Марины Деркач, все рабочие конфликты можно условно разделить на те, которые проходят без вашего участия, и те, в которые вы оказались втянуты лично.
- В первом случае нужно постараться дистанциироваться от конфликтующих, не давая себя втянуть в перепалку, - советует Марина Деркач. – Вмешиваться – причем исключительно конструктивно – следует только тогда, когда конфликт затрагивает ваши интересы. В этом случае следует заявить о своей позиции ("мне важно принять участие в обсуждении этой проблемы"), после чего постараться помочь конфликтующим структурировать информацию, сформулировать свои требования, выработать несколько рациональных решений.
Во втором варианте – если конфликт возник лично у вас – особого выбора нет: проблемы придется решать. И начать бизнес-коуч советует с минимизации контактов с "противником": не ходить обедать в одной компании, не выходить одновременно в курилку, пользоваться наушниками. Если же вы занимаетесь решением одной задачи и прекратить общение невозможно, его нужно максимально формализовать и обезличить. Все, что можно, следует обсуждать, например, по электронной почте, причем вести переписку следует максимально корректно. И, разумеется, не стоит обсуждать конфликтную ситуацию с коллегами.
- В обоих случаях главное – не втягиваться в спор эмоционально. То есть ни в коем случае не раздражаться, не терять самообладания и не повышать голос, даже если на вас кричат, - говорит Марина Деркач. – А самое главное, сохраняйте максимальную доброжелательность, по крайней мере, внешне. Практика показывает, что симпатии коллег и начальства, к сожалению, далеко не всегда оказываются на стороне того, кто прав. Мы привыкли доверять собственным глазам и ощущениям, поэтому нам проще допустить, что прав веселый и дружелюбный сотрудник, а виноват – мрачный и всем недовольный.
Психологи напоминают: искусство уходить от конфликтов либо разрешать их с минимальными потерями приходит с опытом. А пока этого опыта нет, нужно научиться не придавать им слишком большого значения и помнить: работа должна оставаться работой, а эмоции лучше сохранить для близких людей.
О том, как избавиться от негативных эмоций, не сходя с рабочего места, рассказали эксперты Международного кадрового портала HeadHunter Украина.
Если вы уже на грани, сделайте несколько глубоких вдохов – это успокоит тело и насытит мозг кислородом. К тому же вы окажетесь на несколько секунд заняты, и, возможно, за это время передумаете писать заявление на увольнение.
Психологический эффект тот же самый – вы отвлечетесь на постороннее действие. Кроме того, жевательные и глотательные движения обладают релаксирующим, успокаивающим действием.
Разумеется, если позволяет место и время, сделайте дыхательную гимнастику с разведением рук в стороны и вверх.
Эксперты портала советую завести "аптечку" с ароматическими маслами и в критических ситуациях брызгать на запястье, одежду или, например, ручку, несколько капель. Лучше всего помогают успокоиться бергамот, грейпфрут, сандаловое масло.
Сосредоточьтесь на собственных ногах – встаньте ровно и почувствуйте опору и поддержку в прямом смысле слова.
В идеальном варианте – по улице, но в крайнем случае – хотя бы до кулера или соседнего кабинета. Движение возвращает эмоциональную стабильность.
Это могут быть, в том числе, и умилительные фото и видео – ребенка, котят или щенков. Это сбалансирует эмоции и снизит градус напряжения.
- Все вышеприведенные советы на самом деле объединены одной идеей – переключить внимание, - отметила в комментарии "КП" в Украине" психолог Оксана Навроцкая. – В случае, если человеку нужно быстро успокоиться, это действительно самое главное. Из этой же серии – ущипнуть себя, резко сжимать и разжимать кулак, пройтись мысленно по таблице умножения, вспомнить стихотворение или номера телефонов нескольких друзей. Главное – "держать лицо" первые несколько секунд, потом удержаться от вспышки будет гораздо проще. К тому же умение быстро переключаться никогда не будет лишним и сможет вас выручить во многих непростых ситуациях.