23 ноября
Загрузить еще

Без "Рамы" и "Юпи": какие продукты мы перестали есть и пить за последние четверть века

Без
Фото: Фото: youla.ru

Трудно поверить, но в 90-е годы прошлого века, впервые увидев яркие заграничные упаковки "не пойми чего", украинцы выбирали маргарин вместо настоящего сливочного масла и сомнительный напиток вместо привычного компота. Тогда мы как дети радовались всему "несоветскому", особо не задумываясь, из чего оно сделано и можно ли его есть. 

"КП" в Украине" вспомнила, какие продукты вошли тогда в нашу жизнь и, к счастью, уже ушли из нее.

1. Маргарин Rama

Маргарин Rama начали производить еще в 1924 году, но на нашем рынке он появился в 1990-х годах. Навязчивая реклама уверяла, что это особый сорт "мягкого маргарина", а в прессе одна за другой начали появляться статьи о том, как вредно есть бутерброд с маслом, и как полезно есть бутерброд с "Рамой". Подозрительно мягкая консистенция тоже была обращена на пользу (зато отлично мажется, и не надо по утрам тратить лишнее время на бутерброды), а кисло-соленый, не слишком приятный вкус хозяйки приняли за очередное доказательство "натуральности" и "полезности".

Маргарин Rama.

Можно было бы, конечно, списать популярность продукта на бедность тогдашних потребителей, но дело в том, что достаточно долгое время маргарин "Рама" продавался дороже сливочного масла! И при этом был почти в каждом доме: тогда неискушенные потребители очень доверяли рекламе и ради того, чтобы завтракать "как за границей" были готовы переплачивать.

Опыт прошедших лет научил украинцев читать информацию на упаковках, а мода на натуральные продукты практически полностью вытеснила "Раму" с украинских прилавков. 

Но мы за ней не скучаем: прощай, "Рама"!

2. Жевательные конфеты

Конфеты "Мамба". 

С появлением в магазинах жевательных конфет украинцы с удивлением обнаружили, что привычные "ириски", которые в быту назывались "смерть пломбам", могут быть вишневого, лимонного, малинового, клубничного, апельсинового и еще множества других вкусов.

За жевательные конфеты мы платили поистине "дурные деньги", и их жевали все – и взрослые, и дети. А верхом наслаждения и определенным символом заграничной сладкой жизни была конечно же "Мамба".

"Все любят "Мамбу". И Сережа тоже!" - эту рекламу мы помним и сегодня.

3. Быстрорастворимые напитки

Сколько я ни убеждала своего мужа, что Yupi – это отрава из сахара, ароматизатора и красителя, он бы непреклонен и все лето (дело было в начале 90-х) делал себе "сок": пакетик "Юпи" на полтора литра воды. Потом в его жизнь вошел Invite (тот самый, в который "просто добавь воды"), а позже – более дорогой и не такой омерзительный на вкус Zuko.

Удержаться было очень трудно: ведь все лето реклама призывала "добавить воды", а пакетики с растворимыми напитками продавались на каждом углу. Тогда казалось, что это безумное пойло вошло в нашу жизнь навсегда, но прошло всего несколько лет, и мода на него сдулась. А на смену ей пришли "разоблачения": в одном пакетике порошка помимо сахарной основы содержится более полутора десятков пищевых добавок, влияние которых на организм человека в такой совокупности до сих пор не изучено.

Но, как говорится, "свято место пусто не бывает", и на смену моде на "порошковые компоты" пришла мода на сладкую газировку. И сколько бы диетологи не твердили, что продукт вреднее найти трудно, любителей сладкой газировки не переубедить. Но это уже другая история.

4. Растворимый чай

Сегодня трудно найти человека, который бы держал на своей кухне растворимый чай, да еще и для ежедневного чаепития, а в начале 90-х мы были буквально ослеплены растворимыми порошками, из которых можно было делать горячие напитки.

На наш сегодняшний вкус, когда все вокруг пьют исключительно свежезаваренные чай и кофе, растворимые напитки – гадость редкая. Но тогда они были новинкой, в связи с чем с любовью оставлялись детям и с гордостью преподносились гостям.

Кстати, прошлой осенью мы были в Цхалтубо (грузинская провинция в центральной части страны) и в отеле к завтраку нам подали банку растворимого кофе Pele – ту самую, красную, с красной крышкой. И это был какой-то удивительный привет из прошлого (я такую банку действительно не видела лет 20 – а может просто не обращала внимания), но пить этот кофе мы все же не стали. Обошлись чаем.

5. Соевое мясо

Соевые котлеты, биточки, тефтели, голубцы – всем этим "богатством" в 90-е были буквально завалены рынки. Работы не было, денег – тоже, цены на мясо зашкаливали, и продавцы уверяли, что соевые отбивные – отличная альтернатива свиным.

"Берите, пожарите – муж даже не заметит!", - уговаривала меня продавщица и таки уговорила.

Муж действительно не заметил, но я-то вкус не потеряла!

Прямо со стола соевые биточки отправились в мусорное ведро, и больше я таких экспериментов не проводила.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Молодежь "не понимает" сгущенку

В Украине сокращается производство и потребление сгущенного молока: если еще в 2012-м отечественными предприятиями было произведено 105,1 тысячи тонн сгущенки, то в прошлом году - 72 тысячи тонн.

Примечательно, что ни кризис, ни снижение покупательной способности здесь не причем – все дело в смене потребительских предпочтений. СМИ цитируют директора аналитического агентства "Инфагро" Василия Винтоняка, который поясняет: молодежь сейчас вообще не понимает сгущенку. Мажут на хлеб нынче всевозможные орехово-шоколадные пасты, а сгущенное молоко все чаще выступает не как самостоятельный продукт, а как ингредиент для выпечки.

В ТЕМУ

Мода на вегетарианство

В последнее время родителям подростков добавила головной боли мода на вегетарианство. 15-16-летние молодые люди, в первую очередь девочки, массово отказываются от мяса и рыбы, поясняя, что делают это не из-за веяния моды, а "для себя". Но что это означает, до конца не понимают ни родители, ни они сами.

- С тех пор как 15-летняя дочь объявила, что стала вегетарианцем, жизнь сильно усложнилась и подорожала, - рассказывает знакомая. – Мало того, что овощи дорогие, так теперь я еще после работы и в выходные изобретаю новые блюда специально для нее – не буду же я ее все время гречкой с овощами кормить. Устала уже от этого, объясняю, что без мяса и рыбы очень трудно питаться полноценно – ничего не помогает. Я уверена, что это влияние извне, но сделать ничего не могу. Единственное, на что мне остается надеяться, - что с возрастом это пройдет.

Диетолог-консультант Алена Юдина в подобных случаях советует для начала понять психоэмоциональное состояние ребенка. Если мама чувствует, что причина психологическая, нужно срочно обратиться к специалисту (психологу), причем для начала – самой маме. 

В любом случае, если ребенок отказывается от того или иного продукта, нужно разобраться, в чем причина, и рассказать о последствиях такого решения. Возможно, удастся прийти к компромиссу и, например, отказаться от мяса в пользу птицы или рыбы, либо просто уменьшить его потребление. 

А возможно, обсудив это решение со всех сторон, придется и принять выбор ребенка.

 

Чтобы узнавать новости первыми, подписывайтесь на страницы "КП в Украине" в ФейсбукеИнстаграмеТвиттереТелеграме и YouTube.

 

Новости по теме: Продукты питания