25 ноября
Загрузить еще

Спас - это Спаситель. И он не может быть фруктовым или злаковым

Спас - это Спаситель. И он не может быть фруктовым или злаковым

Во второй половине августа многие, даже нецерковные люди, начинают закупать мед, мак и фрукты, потому что подошло время так называемой "Спасовки". У всех на слуху в это время названия "Медовый, или Мокрый Спас" (14 августа), "Яблочный Спас" (19 августа), "Спас Ореховый, или Хлебный" (29 августа). Все знают, что эти дни в народном календаре специально приурочены для освящения определенных видов продуктов, поэтому и приходят в храмы их святить. А слова "Спас", "Спаситель" в народных названиях праздников остались только фоном. 

Нечто странное и с памятью мучеников Маккавеев. Маккаби - их прозвище, даже фамилия. В переводе означает "молот" (на врагов), и жизнь, и смерть этой семьи связаны с противостоянием языческому засилью со стороны сирийского царя Антиоха Епифана, а никак не с маком и его веянием. 

Для Церкви все это большая проблема. Современный человек привык ассоциировать церковные праздники со своими приземленными представлениями о них. Глубина и смысл не так уж нужны и важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и скушать, это интересно и привлекает человека. Люди связывают христианские праздники с глубоким духовным смыслом, в большинстве своем не понимая и не желая узнать их смысл. Спас - не название дня недели, это Христос, и Он не может быть медовым, яблочным или ореховым. Он может быть "Сладчайшим" для души человеческой, как Его зовет церковная поэзия, но не фруктовым или злаковым.

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные обычаи. Они миссионерски использовали совпадение и совмещение природно-циклических праздников и христианских тем. Медовый Спас, приуроченный к празднику Изнесения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медо­сбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником. В прошлом пасечники и садоводы приносили в храм начатки своего урожая к 14 и 19 августа, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и принести Ему и Церкви в жертву малую часть от своих трудов. Да, в таком случае освящение плодов имело христианский смысл. Но когда горожане бегут на базар за медом или яблоками для того, чтобы потом их освятить, - для чего это нужно?

Чтобы в жизни человека не было разделения по схеме: с понедельника по субботу я живу и тружусь в поте лица как крестьянин, пахарь, а в субботу и воскресенье, приходя в храм, я становлюсь христианином, чтобы задобрить Бога, Церковь заботливо подвязывала хозяйственный уклад к богослужению, чтобы дать ощущение гармонии жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость - эти дары земли, дары природы. 

Если еще говорить о 14 августа, то мы переняли этот праздник Происхождения (или Изнесения) Честных Древ из Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение эпидемий и болезней. Кто имел возможность, даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а кто оставался - мог прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но и духовным восстановлением через молитву и покаяние. 

Митрополит Лука (слева) считает, что праздник должен делать человека лучше.

Этот праздник был воспринят нашими пращурами очень близко, и в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мед в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви. Оставляется мед не для того, чтобы батюшка наелся меда без меры, а чтобы церковь, как община, могла поделиться этим медом с нуждающимися, с теми, кто не может его купить, не имеет пасеки. Также и освящение плодов на Преображение - люди приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для нуждающихся. Ведь и первый смысл слова "освященный" - это "выделенный, отделенный" (для Бога или других людей). 

И вот такое отношение к празднику сегодня нами теряется. Праздник все-таки должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми, готовы поделиться с ближним, вот тогда и происходит праздник в полном смысле этого слова. И Медовый Спас, и Яблочный Спас - это не только повод добыть для себя освященных яблочек или медку, а возможность поделиться этими дарами Божьими с другими. 

Наше призвание, высшее призвание всякого человека - жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз обычаи нашего народа можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели. Храм - не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где духовенство и община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций.

В храмах нашей, Запорожской, епархии мы уже несколько лет подряд проводим сбор меда и консервации для переселенцев в наш регион и для братии Святогорской лавры. Еще на территории Покровского собора (Запорожье, проспект Соборный, 37) проводится медовая ярмарка, где человек сможет купить мед не только для себя, но оплатить и оставить его для нуждающихся.