23 ноября
Загрузить еще

В мире – шаткий мир, в киберпространстве – войны

В мире – шаткий мир, в киберпространстве – войны
Фото: Фото: Мартинович Катерина

Темпы развития современных технологий таковы, что чуть ни каждый день становятся реальностью те или иные сюжеты фантастических фильмов. И вот теперь очередь дошла и до "Матрицы", причем в планетарном масштабе.

Теперь линия противостояния между государствами-соперниками проходит не только географически и политически, но и в киберпространстве. Нынешний мир становится все больше цифровым и виртуальным, поэтому уже сегодня кибервойна и компьютерный шпионаж – это важная часть так называемой гибридной войны. И там идут самые настоящие войны между странами, отличающиеся от обычных сражений только отсутствием кровопролития.

Современная "Матрица": МИ5 против ГРУ и ФСБ

Глава штаба обороны Великобритании Ник Картер сделал сенсационное признание - его страна постоянно пребывает в состоянии войны с Россией из-за частых кибератак с ее стороны.

"Россия сегодня представляет большую угрозу, чем пять лет назад. Война по сути имеет политическую функцию. Она будет более сложной и будет захватывать новые области, в частности, космос и кибер", - заявил Картер и пообещал, что Великобритания не оставит действия противников без ответа.

Россия, конечно будет все отрицать, но еще январе 2019 года, министр обороны Сергей Шойгу, выступая перед депутатами Госдумы, заявил о создании в российских вооруженных силах специальных подразделений, которые будут заниматься информационными операциями.

А ведущий эксперт The Atlantic Council (Вашингтон), а в прошлом аналитик ЦРУ Мэтью Берроуз в 2019 году заявил, что Россия очень конкурентоспособна во всем, связанном с действиями в виртуальном пространстве, и атаки русских хакеров могут иметь весьма серьезные последствия.

Это уже не первый сигнал Лондона о кибератаках со стороны России. В прошлом году в докладе британской Палаты общин говорилось, что в проведении спецопераций в киберпространстве "ведущую роль" играет ГРУ (Главное разведывательное управление Генштаба РФ).

Так, российские спецслужбы стояли за использованием вируса BadRabbit и взломом серверов Всемирного антидопингового агентства (WADA). Кроме того, МИД Великобритании обвинил российские власти в причастности к произошедшей в 2017 году в Украине кибератаке с использованием вируса-вымогателя NotPetya.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф обвинил власти США в развязывании кибервойны против его страны. По его словам, против Ирана был использован вирус StuxNet, который разработан спецслужбами США и Израиля. В Тегеране уверены, что вирус был направлен против их ядерного проекта.

– Соединенные Штаты начали эту кибервойну с нападения на наши ядерные объекты очень опасным, безответственным способом, который мог убить миллионы людей, - заявил Зариф эфире NBC.

Летом этого года в американских СМИ появились сообщения о том, что американское правительство начало централизованную кибератаку на Иран. Её целью были компьютерные системы, отвечавшие за нападение этой страны на американские танкер и беспилотник летом 2019-го.

Сетевая атомная бомба

Кибервойна - уже вполне официальный термин, который означает комплекс действий, направленных на дестабилизацию компьютерных сетей противника. Сейчас, когда умные машины управляют практически всем (от бирж до светофоров в мегаполисах), кибернетическая атака может принести вред не меньший, чем оружие массового поражения.

Кибервойны могут вестись и в мирное время. Выявить источник атак и получить надежные доказательства причастности той или иной организации или страны на нынешнем уровне развития технологий представляется затруднительным.

Пока "боевые действия" в интернете ведутся для получения информации о противнике. Но достаточно перехватить управление подачей электроэнергии и на несколько суток обесточить крупный мегаполис, чтобы вызвать гуманитарную катастрофу.

Чтобы произвести атомную бомбу, нужно определенное наукоемкое оборудование. В домашних условиях его не сделать. А программное обеспечение может быть сделано небольшой группой людей, которых проконтролировать никак нельзя. В ЦРУ говорят, что не столько боятся русских подлодок и китайских ракет, сколько хакера-одиночки, который может влезть в арсенал химического оружия и отравить весь мир.

Например, в 2010 году в результате кибератаки вируса Stuxnet АЭС в Бушере (Иран) мог быть поврежден реактор и компьютерная сеть станции.

В 2010 году частная компания Bipartisan Policy Center провела симуляцию массированного кибернетического удара по территории США под названием "Шоковая киберволна". Американцы пришли к неутешительному выводу - они отразить его не смогут.

Моделирование показало, что грамотная кибератака всего через полчаса сможет оставить без электричества жителей всей восточной части США, примерно час необходим для выведения из строя мобильной связи, несколько часов сможет продержаться финансовое сердце США – Уолл-стрит.

Впереди - пять стран

Мировые эксперты в области кибербезопасности выделяют пять стран с самым мощным виртуальным потенциалом. Причем киберармии ведущих стран мира обходятся им ненамного дешевле, чем настоящие. Наиболее подготовленной располагают США – 9 тысяч хакеров на которых ежегодно тратится 7 млрд долларов.

На втором месте – 20-тысячная армия хакеров Китая с бюджетом в полтора миллиарда. Дальше идут британцы с двух тысячным корпусом и бюджетом 450 миллионов долларов.

Южная Корея имеет 700 хакеров и ежегодно расходует на них около 400 млн. Россия, по мнению экспертов, имеет до тысячи подготовленных специалистов и тратит на них до 300 млн долларов в год. По данным британских экспертов, из России работают такие группировки хакеров, как APT 28, Fancy Bear, Sofacy, Pawnstorm, Sednit, CyberCaliphate, Cyber Berkut, Voodoo Bear and BlackEnergy Actors. Все они управляются российскими спецслужбами и действуют в их интересах.

В ТЕМУ

Зеленский выбрал нового главу департамента кибербезопасности в СБУ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ученые: в ядерной войне в первый час погибнут до 40 миллионов

Возврат времен "холодной войны", когда самые крупные державы мира вернулись к гонке ворожений, умноженное на стремительное развитие военных технологий в разы увеличило риск возникновения ядерной войны на Земле.