25 ноября
Загрузить еще

Эксперты: корпорация "АТБ" оказалась более мощным ценовым регулятором, чем государство

Эксперты:  корпорация
Фото: Фото: Цензор.НЕТ

Корпорация "АТБ" оказалась более эффективным регулятором цен на рынке, а государству нужно вынести уроки из недавних попыток производителей взвинтить цены на волне ажиотажа. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные редакцией информационно-новостного сайта Delo.UA.

Невероятный "карантинный" спрос на продукты питания и товары повседневного потребления продемонстрировал беспомощность государства в вопросах регулирования цен. Когда украинцы буквально смели товары с полок супермаркетов в первые дни карантина, производители предприняли попытку воспользоваться ситуацией и значительно подняли цены. Лишь принципиальная позиция компании "АТБ-Маркет", являющейся крупнейшим оператором рынка и имеющей супермаркеты во всех регионах Украины (на данное время их уже 1101), смогла оказать регулирующее воздействие на цены и политику поставщиков.

"Показательным стал шаг корпорации "АТБ", которая обнародовала цены от поставщиков, благодаря чему сняла с себя обвинения в преднамеренном увеличении цен в период ажиотажного спроса. Конечные потребители склонны винить в повышении цен торговые сети, не вникая в ценовую политику поставщиков, посредников, логистических компаний и т. д. Открытая коммуникация в таких вопросах противодействует манипуляции и формирует задел доверия на будущее", — прокомментировала позицию сети депутат Елена Мошенец.

Именно "АТБ" первой адекватно отреагировала на претензии Антимонопольного комитета Украинык розничным сетям по поводу повышения цен. Под прицелом оказались все наиболее заметные участники рынка: NOVUS, "Ашан", METRO Cash & Carry Ukraine, "Сильпо", BILLA, VARUS, "ЭКО маркет", "Велика Кишеня", "Велмарт", "АТБ".

Компания "АТБ-Маркет" публично раскрылаи обнародовала на своем сайте и в СМИ ценовые предложения поставщиков — это помогло пояснить причины повышения цен в магазинах.  Корпорация  "АТБ" смогла аргументированно доказать государственным регуляторам и потребителям, что полки супермаркетов  демонстрируют ценовые предложения поставщиков.  Ради сохранения доступных цен она раньше всех отказалась от части своей прибылии снизила торговые наценки, чтобы предложить покупателям доступные цены на критически важные продукты в период турбулентности на рынке.

"На ситуацию с повышением цен повлияли производители: они на словах уверяли, что не меняли отпускных цен, но, как свидетельствуют факты, повышали расценки. Этому есть неоднократные подтверждения – поставщики продукции поставляли в торговые сети товары по завышенным ценам. На стабилизацию же ситуации имела влияние в том числе и конкуренция торговых сетей между собой. К примеру, позиция корпорации "АТБ" в какой-то степени помогла ей выступить в роли рыночного регулятора. Она сказала другим сетям: на эти товары, которые привлекли к себе внимание потребителей и за которыми пристально следят, мониторят, мы нашли возможность снизить цены — договорились с поставщиками. "АТБ" начала уменьшать цены. Соответственно, и другие торговые сети начали так поступать. Они понимали, что их товар, особенно скоропортящийся, окажется неконкурентным", — рассказал финансовый аналитик Андрей Блинов о роли крупнейшего оператора рынка в урегулировании ценовой ситуации.

Ситуация нормализировалась после того, как покупатели увидели привычный ассортимент на полках супермаркетов. Этому помог усиленный режим работы логистических служб. Потребители воочию убедились: коллапса с поставками товаров нет, дефицита нет, цены уже не пугают, а некоторые продукты даже подешевели. Жизнь украинского сетевого ритейла вернулась в привычное русло.

В то же время опрошенные эксперты отметили, что государственные институты не смогли ничего противопоставить повышению цен, чтобы защитить интересы рядового потребителя,  ведь к этой ситуации Украина пришла с полностью разрушенной системой государственного ценового контроля и регулирования.

Как сообщила депутат Елена Мошенец, политики сделали из этой ситуации выводы. "Производители и поставщики — это частные предприятия, в ценовую политику которых государство в нормальной ситуации не должно вмешиваться.  Однако в рамках "антивирусных" законодательных изменений предусмотрена административная ответственность, если цены на товары противоэпидемического назначения и товары высокой социальной значимости превышают более чем в 1,2 раза уровень цен, определенный Кабинетом Министров", — подчеркнула законодатель.

Новости по теме: АТБ