Ольге Кицене – 43 года. Она мама 13-летней школьницы Алисы, постоянная участница фитнес-конкурсов и тренер в одном из спортклубов города.
В этом году Ольга уже получила сертификат фитнес-диетолога, а вскоре ей вручат диплом Академии фитнеса и бодибилдинга. А еще - подарила ребенка бездетным супругам из Китая.
Суррогатное материнство для многих в нашем обществе - явление непонятное и даже неприемлемое. Как будто бы торговля детьми… "Этих" женщин считают бесчувственными, черствыми, ведь как можно отдать, а еще хуже – продать ребенка, которого сама выносила? То, что генетически малыш не имеет никакого отношения к вынашивающей его женщине, во внимание не принимается.
Ольге Кицене подобные вопросы уже порядком надоели. Не только из-за постоянного повторения, но и потому, что другого ответа, кроме короткого "нет", у нее не имеется.
- Это самый верный ответ на вопросы типа "чувствую ли я связь с ребенком". Нет, не чувствую ничего. Добавить нечего, - в очередной раз недоумевает в разговоре с журналистом Ольга Кицена. – Не мое это – как я могу что-то чувствовать?
"Ее" – это дочка Алиса. Девочке она все объяснила, та ее подержала.
- Что заставило? Материальный вопрос – хочу купить свою квартиру, съехать от мамы. Пока мы живем все вместе – я, моя мама и дочка, - говорит Ольга Кицена. – Мы советовались с Алисой, что неплохо было бы иметь свое жилье… Дочка все поняла. А мама? Ну что она мне скажет – мне 40 лет… Мама желает мне здоровья.
Суррогатной маме за услуги клиника репродуктивной медицины в Киеве обещает 15-25 тысяч евро. Сумма у каждой разная - зависит от того, как проходила беременность, делали ли кесарево, один плод или двойняшки. За кесарево и двойняшек – доплачивают. Кстати, у Ольги также было два плода – прижилось два эмбриона. Но оставили только один.
- Врачи сказали, что так лучше для моего здоровья – были риски из-за возраста, - говорит "КП" в Украине" Ольга Кицена. - Всегда подсаживают несколько трехдневных эмбрионов, обычно "приживается" один.
Ольге "достался" китайский ребенок. С его родителями за все время женщина ни разу не общалась, хотя в клинике есть переводчик для таких случаев – если суррогатная мама или биологические родители хотят познакомиться. Выбрать страну такие мамы не могут.
- Китайцы – более закрытые, они нечасто общаются с суррогатными мамами, - говорит наша собеседница. – Многим все равно, кто выносил, они хотят забрать ребенка - и все. А некоторые, например итальянцы, немцы, румыны, очень разговорчивые, они могут даже настаивать на прямом общении. Одна девочка, родившая пять лет назад для пары, кстати, тоже из Китая, до сих пор с ними общается, они ей высылают фото мальчика. Некоторые приезжают за месяц-два до родов, чтобы сдружиться, присутствуют на родах.
Женщина рассказывает: до шестого месяца вообще не чувствовала, что беременна.
- Было только ощущение, что я толстая, - вспоминает Ольга. – Правда, на первых порах был токсикоз – ужасно себя чувствовала. Хотелось то соленых огурцов, то конфет. А иногда чего-то эдакого, и не пойми – с чего вдруг? Тогда поняла все эти анекдоты про беременных, которые ночью мужиков за гранатами посылают. Но ногой не топала, никого никуда не посылала. Хотела – перехотела, все нормально. С моей дочкой у меня такого не было. Еще суррогатная беременность отличается тем, что я не чувствовала ребенка интуитивно. Со своим, родным, чувствуешь: вот это надо съесть, это – не надо. А тут – вообще ничего. Также искусственно занижают иммунитет, чтобы организм не отторгнул эмбрион. Так что надо за собой следить – не чихать, не кашлять, а тут еще этот коронавирус… Но все в порядке.
Соседи никаких перемен в Ольге не успели заметить – за два месяца до родов клиника поселила ее в Киеве на съемной квартире. А до этого было холодно – под пуховиком ничего не видно. Вообще многие Ольгу поддерживают – пишут в соцсетях, хвалят за смелость, благодарят за поступок. Ведь она дала шанс бездетной семье стать родителями.
- Подходят ко мне в кафе, говорят: "Вы большая молодец, что дарите надежду людям", "Я бы тоже хотела иметь детей, ваша история – до слез", "Спасибо, что такие, как вы, существуют", - говорит Оля. – Это очень приятно. Нет ничего приятнее – осознавать, что ты была полезна на планете, не просто дерево посадила, дом построила, а дала жизнь. Это больше, чем деньги. Я не просто зарабатываю, а реально дарю семью кому-то. Мои мысли направлены на то, что деньги - это, конечно, хорошо, но та благодарность, которую я получу от родителей, ждущих малыша, бесценна. Когда у меня возникла эта мысль (вот же я – молодец!), начала об этом говорить открыто. И написала в соцсетях, что я – суррогатная мать.
Хотя не обошлось и без злопыхателей, которые осуждают Ольгу. Но их – единицы.
- Одна из девочек приводила пример на тему "что я ощущаю". Это чувство, как будто тебе дали на девять месяцев очень хрупкую вещь, сказали: "Носи ее везде, никуда не клади", а потом, не "покоцав", ее надо отдать. Это чувство ответственности, "стремно" - вдруг разобьется, потеряется, - говорит Ольга. – Это что-то чужое, что тебе дали на хранение. И когда рожаешь, думаешь: "Фух, наконец отдам в целости и сохранности эту хрустальную вещь". Были ли мысли оставить? Нет, зачем мне этот ребенок? Он мне чужой.
Ольга родила посредством кесарева сечения чуть за полночь 5 июля. Мальчик – 2540 г, 46 см.
- Все роды видела – как достали, одели, положили. Малыш очень милый, - говорит Ольга. – Из роддома выходила с ним на руках.
|
Сейчас мальчик, как и остальные дети иностранцев, рожденные украинками, находится в гостинице в Киеве – вместе с нянями. Многие такие родители не могут сразу забрать детей домой из-за карантина.
- Китайские родители хотят нанимать чартер, чтобы забрать сразу всех китайских детей, - объясняет женщина. – Со мной в тот день рожала еще одна женщина – тоже для китайцев. Выписались из роддома (рожали в Кропивницком) через неделю, вышли за дверь – отдали детей нянечке, которая увезла их в Киев. Что за порогом роддома – администрации уже не касается. А я поехала к нотариусу – писать отказ от ребенка.
Этот отказ надо отвезти или переслать в клинику - администрация передаст его родителям. Без него китайцы не смогут вывезти ребенка из страны.
Сейчас Ольга в законном декрете – восстанавливается после беременности и родов. Деньги ей уже выплатили – были задержки. Из-за эпидемии банки в Китае работают по-другому, нужно ждать одобрения заявки на перевод денег за границу.
- Я уже присмотрела дачный домик. Маленький, без ремонта, но все же мой, - радуется Ольга. - Все будет хорошо. Выйду замуж. Вы лучше напишите: "Одинокая, незамужняя, красивая женщина ищет мужа".
Заработать другим путем на жилье Ольга пробовала – ездила в Польшу на полгода. Сейчас, когда дочке 13 лет, переходный возраст, не хочет оставлять ее одну.
Скоро Ольга вернется на работу в спортклуб. Клиентки уже спрашивают о ней. Ольга сама разработала систему тренировок и питания, по которым в свое время совершенствовала тело - захотела выйти на сцену на конкурсе "фитнес-бикини". По образованию – швея, работала в колл-центре, сидячая работа привела к набору веса. Затем ей предложили остаться в спортзале уже в качестве сотрудника.
|
В ТЕМУ
Клиника попала в скандал с "продажей" детей
Клиника, которая "вела" Ольгу, та самая, которая попала в скандал весной этого года. Тогда СМИ пестрели заголовками о продаже украинских детей за границу. Правда, дети оказались не совсем украинскими – рождены в Украине, но их биологическими родителями являются граждане Америки, Италии, Испании, Британии, Германии, Болгарии, Румынии, Австрии, Мексики и Португалии.
Разгоревшемуся скандалу предшествовало видео, появившееся в интернете: на нем - 46 младенцев, рожденных суррогатными матерями в Украине. Все они находились в Киеве в отеле под присмотром нескольких нянечек и ждали своих биологических родителей, которые не могли забрать их домой из-за закрытых границ.
Тогда на ситуацию отреагировала омбудсмен Людмила Денисова, которая отметила, что государство не уделяет достаточного внимания защите прав детей и отношению к ним, а "Украина становится страной - донором рождения для иностранцев детей, судьбу которых она не может проконтролировать".
БУДЬ В КУРСЕ!
Суррогатное материнство в Украине законно
Согласно Семейному кодексу, в Украине суррогатное материнство легализовано. Об этом говорит 123-я статья кодекса: "В случае перенесения в организм другой женщины эмбриона человека, зачатого супругами в результате вспомогательных репродуктивных технологий, родителями ребенка являются супруги". Также родителями признаются супруги, если жена выносила и родила ребенка, зачатого мужем и другой женщиной. Если жена родила ребенка, зачатого с помощью репродуктивных технологий, осуществленных по письменному согласию ее мужа, отцом записывается он.
НА ЗАМЕТКУ
Омбудсмен: Нарушаются права детей – Семейный кодекс надо менять
Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова просит парламент внести необходимые изменения в Семейный кодекс в части суррогатного материнства.
Омбудсмен считает, что предоставление услуг суррогатного материнства иностранцам нарушает права детей. А главной проблемой является то, что Украина не может проконтролировать их судьбу и таким образом защитить.
- На данный момент процедура оплодотворения и рождения ребенка с применением методов суррогатного материнства урегулирована в статье 123 Семейного кодекса Украины и Порядком применения вспомогательных репродуктивных технологий в Украине, - отметила Денисова.
А КАК У НИХ?
В большей части мира такая процедура запрещенапо юридическим и этическим нормам. Коммерческое суррогатное материнство легально в Грузии, Казахстане, Камбодже, России, некоторых штатах США (Калифорния, Орегон, Иллинойс).
В июле 2018 года группа народных депутатов предлагала внести в украинское законодательство изменения относительно защиты прав детей при использовании вспомогательных репродуктивных технологий, которые введут некоторые ограничения в сфере суррогатного материнства.
В частности, это связано с тем, что за суррогатным материнством в Украине обращаются граждане стран, где оно запрещено или допускается лишь в виде некоммерческой помощи. Суррогатная мать в таком случае является полноправной матерью, только если суд не примет решение в пользу биологических родителей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Первенца Оксане Байрак родила суррогатная мать
Этой новостью Оксана Байрак поделилась в ток-шоу, где поднимали тему суррогатного материнства. Актриса отметила, что "очень сильна в этом вопросе, потому что ее ребенок тоже от суррогатной матери".