22 ноября
Загрузить еще

Учителя об онлайн-обучении: Дети научились хитрить, расслабились, а также остались без общения со сверстниками

Учителя об онлайн-обучении: Дети научились хитрить, расслабились, а также остались без общения со сверстниками
Фото: Фото: Синица Александр/УНИАН

Дети научились хитрить дистанционно

До 1 сентября еще полтора месяца. Но родители и учителя уже волнуются - вернутся ли дети в школу или же снова придется учиться онлайн? Пока что у правительства нет ответа на этот вопрос. Но вполне возможно, учебный процесс во время пандемии коронавируса будет комбинированным. Например, физику и математику ученики будут изучать в школе, а историю или литературу - онлайн. И, как оказалось, учителя не против такой формы обучения. Но при этом утверждают, что школу невозможно заменить.

Учительница Ольга Халепа 14 лет преподает биологию в школе поселка Яковлевка (Харьковская область). Говорит, дистанционное преподавание ей понравилось. Еще бы, ведь педагог сумела заинтересовать своих учеников не только видеоуроками на природе, но и "биологическим" рэпом, который зачитывает сама.

- Хоть онлайн-уроки мне нравятся, все же я за то, чтобы учебный процесс проходил в школе, - рассказала "КП" в Украине" Ольга Халепа. - Не хватает живого общения между учителем и школьниками. Мы, педагоги, иногда не можем уловить то, насколько качественно школьники освоили тот или иной материал именно онлайн.

А еще, по словам Ольги Владимировны, при дистанционном обучении ученики научились по-своему хитрить. Школьники быстро "раскусили" педагогов, поняли, кто более требователен, а кто лояльно относится к невыученному домашнему заданию.

- Как ни крути, а онлайн-обучение все же более расслабленное, - говорит учительница. - Несмотря на все его плюсы, все равно хочется в школу. Поэтому, думаю, комбинированный учебный процесс - это оптимальное решение для всех нас.

Ольга Халепа 14 лет преподает биологию в школе поселка Яковлевка, что на Харьковщине. Фото: facebook

Проверять знания лучше в школе

А вот учитель украинского языка и литературы с 30-летним стажем Владимир Макаренко из поселка Вознесенское (Черкасская обл.) считает, что у онлайн-образования больше минусов, нежели плюсов. И прорехи в знаниях учеников, которые грызли гранит науки дистанционно, мы увидим лишь через некоторое время.

- Уверен, что онлайн-учеба не дает тех знаний, которые школьники смогли бы получить в стенах школы, -  поделился мнением с "КП" в Украине" Владимир Макаренко. – Но в условиях пандемии коронавируса, понятное дело, надо вносить коррективы. Поэтому я за комбинированный учебный процесс.

По мнению Владимира Николаевича, материал для изучения можно подавать в онлайн-режиме. А вот проверку знаний лучше проводить в школе.

- Мои коллеги столкнулись с тем, что во время контрольных ученики аккуратно списывали правильные ответы из интернета, - рассказал педагог. - Дети, как ни крути, хитрее нас. А если взять литературу, то как можно онлайн заставить ученика читать? Это невозможно!

"Обучая - воспитывай", напоминает важный принцип педагог. А дистанционно этот тезис теряет свою силу. Ведь в режиме онлайн учитель не видит поведения своего ученика в классе, не может помочь в той или иной ситуации. Да и сами ученики Владимира Николаевича через пару недель онлайн-учебы признавались, что хотят в школу, так как соскучились по одноклассникам и даже по звонку на уроки.

"Обучая - воспитывай", напоминает важный принцип педагогов учитель украинского языка и литературы Владимир Макаренко из поселка Вознесенское (Черкасская обл.). Фото: freecluster.eu

Уроки по 35 минут

Дистанционное обучение не заменит школу, уверен и преподаватель физики и астрономии Черновицкого городского лицея №1 Пауль Пшеничка.

- Мой предмет - физика, соответственно, необходимо показывать много опытов, - рассказал "КП" в Украине" Пауль Францевич. - Я приспособился проводить такие эксперименты онлайн, но техника все же подводит, ведь на экране того же компьютера картинка плоская, а в классе - объемная.

При этом плоский экранный мир немного удручает людей. Тем не менее педагог уверяет, что онлайн-обучение ему нравится. И это при том, что подготовка к такому уроку отнимает в 2-3 раза больше времени, чем к обычному, потому что надо визуализировать некоторые материалы. С учениками тоже отлично общаются, находясь по разные стороны экрана. Однако преподаватель отмечает, дистанционное образование необходимо привести в порядок.

- Урок занимал целый час, и я считаю, это слишком много для ребенка, - говорит Пауль Пшеничка. - Заметил, что после трех месяцев такой учебы и у меня, и у некоторых учеников начало падать зрение. Достаточно 35 минут для освоения материала. Не зря ZOOM ограничил продолжительность своего обучения 40 минутами.

Каким бы замечательным ни было онлайн-образование, все же дети ходят в школу не только для того, чтобы учиться. Общение со сверстниками, первая влюбленность, умение общаться с разными детьми и в различных ситуациях - этого не хватает нынешним школьникам.

- А онлайн-обучение это отсекает, - говорит Пауль Францевич. - Детям необходима социализация, общение в реальной жизни.

Поэтому школу не заменить.

Дети ходят в школу не только для того, чтоб учиться, уверен преподаватель физики и астрономии Черновицкого городского лицея №1 Пауль Пшеничка. Фото: facebook

КОМПЕТЕНТНО

- Во время карантина и детям, и их родителям, и учителям надо понять, что сейчас главное -сохранить здоровье, - рассказала "КП" в Украине" психолог Ирина Лонич. - Дистанционное обучение, конечно, вызывает очень много вопросов. Не буду сейчас вникать в качество такого образования, лучше отвечу на наболевший вопрос о социализации школьников на карантине. Дети сидят дома, не общаются в реальной жизни в школе, не переживают те радостные или конфликтные ситуации со своими одноклассниками. А ведь ребенок развивается, растет и должен общаться со своим окружением. Карантин отбирает эту возможность. Более того, в зависимости от темперамента, ребенок может тяжело переживать нынешнюю ситуацию. Например, может плохо спать, быть, как говорят в народе, "на взводе", то есть чуть что - сразу в слезы.  Да, можно коммуницировать онлайн, но это не заменит живого общения. Значимые для детей шутки, первая школьная любовь, конфликтные ситуации, из которых надо научиться выходить - это и многое другое дает школа, помимо образования. Но хочу успокоить родителей: рано или поздно карантин закончится, дети вернутся в школу и восполнят пробелы в общении.

А КАК У НИХ?

Не нравится учиться "на удаленке" и большинству зарубежных учеников. Так, в США, несмотря на популярность домашнего обучения, и школьники, и педагоги против образования онлайн. Согласно опросам бесплатной коммуникационной платформы, для учителей и родителей ClassTag более 56% учителей отметили, что не хотят внедрять дистанционное обучение.

Некачественный интернет, которым грешит Италия, мешал учиться онлайн местным школьникам. В результате родителям приходилось объяснять тему и помогать с домашними уроками. А еще местные психологи выяснили, что среди учеников в возрасте от 12 до 19 лет более половины переживают и плохо спят из-за удаленного обучения. Поэтому с сентября итальянские школы готовятся открыть свои двери. Вполне возможно, что детей разделят на небольшие группы, а занятия будут проводить в две смены.

А вот в Южной Корее с пониманием отнеслись к дистанционному обучению. Более того, школьники и педагоги быстро "вникли" в тонкости такой учебы. И пока что в новом учебном году школы в этой стране не планируют открывать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Антисептики и температурный скрининг: в МОЗ рассказали, как будут работать школы с сентября

Здоровые ученики и учителя - обязательное условие работы в новом учебном году.