Дистанционка выявила одну большую проблему: люди, работающие дома, никак не могут научиться переключаться между рабочими и домашними делами. Причем если одни часами пытаются настроиться на работу, то другие вечером подолгу не могут закрыть ноутбук и, наконец, расслабиться. Мозг никак не желает подчиниться хозяину и здравому смыслу и работать "по команде". И договориться с ним невозможно! Как говорил доктор в исполнении Леонида Броневого из "Формулы любви": голова – предмет темный и исследованию не подлежит.
- Уже целый год у меня одна и та же проблема: не могу заставить себя дома сесть за стол и начать работать, - признается подруга. – В офисе с этим проблем не было: пришла на работу, заварила кофе, села с дымящейся чашкой на рабочее место – и пошла работа! Дома все идет кувырком. С утра приготовила завтрак себе, мужу и детям. Помыла посуду. Поговорила 10 минут с подругой. Заложила стирку. Объяснила ребенку тему по математике. Решила быстро сбегать в магазин. Вернулась – а тут уже надо белье достать из машинки и развесить. Но оказалось, что предыдущую стирку тоже никто не снял, значит, надо снять и разложить по местам. В это время звонит мама, чтобы рассказать, как она себя чувствует. Я уже с телефоном возле уха сажусь, наконец, за комп, и тут на горизонте возникает муж, который тоже работает удаленно. И он знаками и рожицами показывает, что уже неплохо бы и пообедать! А обеда-то нет! В итоге чаще всего я вся на нервах сажусь за работу в 2-3 часа дня и работаю до позднего вечера в диком цейтноте, потому что уже ничего не успеваю. И так каждый день! Да еще, бывает, и выходные захватываю.
У подруги, которая работает в банке, другая проблема: ее рабочий день не заканчивается никогда.
- Звонят коллеги, клиенты, начальство, - рассказывает Оксана. – Первый звонок может быть еще до 8 утра, и все это продолжается, пока я просто не отключаю телефон. Как-то раз я была настолько вымотана этим режимом, что, разговаривая с клиентом в пятницу вечером, прямым текстом сказала: уже 18.15, мой рабочий день окончился 15 минут назад, давайте отложим все вопросы до понедельника. Но не могу же я так обрывать все разговоры каждый день? Тем более что и совесть мучает. Внутренний голос, который напоминает мне, что я в рабочее время и обед приготовила, и к стоматологу сходила, явно не на моей стороне!
Справедливости ради надо сказать, что есть среди нас счастливчики, которые переключаются между рабочими и домашними делами буквально по щелчку пальцев. Мы решили узнать, как им это удается, и взять несколько несложных советов на вооружение.
В том, что совет психологов утром переодеваться в рабочую одежду, а вечером – в домашнюю работает, Екатерина убедилась на собственном опыте. Причем оказалось, что надевать каблуки или накладывать макияж вовсе необязательно.
- Просто один из своих спортивных костюмов я определила как "рабочий", - делится опытом Екатерина. – Все знают: если я в синем спортивном костюме, значит, я на работе! И самое главное, это знаю я. Никаких бытовых разговоров, походов по магазинам и приготовления обеда: с 10 до 18 меня просто нет, за исключением получасового обеденного перерыва. Хоть я и нахожусь дома, это совершенно не означает, что я свободна в любой момент. А в 18.00 я выключаю компьютер, переодеваюсь – и вот я уже дома "по-настоящему"!
|
Александр использует простое, но эффективное правило: работать дома в офисном режиме. Держать себя в тонусе ему помогают рабочие совещания, которых каждый день как минимум два – утром и вечером. Но и самодисциплину никто не отменял.
- Я даже работаю только в служебном ноутбуке, то есть домашний комп у меня исключительно для досуга, - говорит Александр. – Плюс самодисциплинироваться мне помогает то, что режим дня я вообще не менял. По-прежнему встаю в 7 утра, а время, которое раньше тратил на дорогу до офиса, использую для утренней часовой пробежки. Завтрак сместил на час (раньше завтракал в восемь, сейчас – в девять), но обед – уже по офисному расписанию – в 13.30. И, наконец, самое главное: на протяжении дня я себе не позволяю отвлекаться больше чем позволял себе это делать в офисе. Максимум – короткий телефонный звонок "не по делу". Но никаких поездок в магазины посреди рабочего дня и прогулок с детьми, хотя я знаю, что некоторые мои коллеги это практикуют.
Алена также работает в офисном режиме. Конечно, у нее, как и у любой другой женщины, есть масса домашних дел, которые очень соблазнительно пробовать делать в течение дня, отрывая по кусочку от рабочего времени. Но для себя Алена решила, что будет делать их до работы. Она встает в 7.30 утра и за два с лишним утренних часа успевает горы свернуть. А в 9.50 она заваривает чашку кофе и садится за компьютер.
- У меня есть подруга – типичная сова, - говорит Алена. – У них на утренних совещаниях можно отключать видеосвязь, и она, пользуясь этим, выходит в эфир прямиком из постели. Подтягивает к себе ноут, включает его и умудряется во время совещания даже голову от подушки не отрывать. Надо ли говорить, что у нее все дни наперекосяк? Совещание с 10 до 11, потом она встает, пьет кофе, идет в душ, завтракает, "раскачивается" и в лучшем случае только к часу дня чувствует себя в силах сесть за работу. И каждый раз не устает жаловаться на то, что ничего не успевает и постоянно мучается от головных болей.
Это совет касается и рабочих, и домашних дел – не стоит взваливать на себе абсолютно все дела в радиусе километра.
Вы не обязаны помогать коллеге каждый день, даже если "ему это долго, а вам это быстро". Сходить в магазин может муж, а развесить белье из стиральной машинки – ребенок. Попробуйте и убедитесь: делегирование полномочий делает вашу жизнь намного проще и качественнее. Да и близкие, наконец, поймут, что "само" ничего не делается.
Есть люди, которые гордятся тем, что умеют делать несколько дел одновременно. Мол, нет совершенно никаких проблем говорить по телефону, пить кофе, да еще и при этом выполнять рабочие задачи. Многие идут еще дальше и, работая дома, включают "фоном" какой-нибудь сериал, а то и вовсе обучающий вебинар. Классно же: работаешь и одновременно учишься! Время точно не проходит зря!
Но психологи говорят, что это очень плохая идея.
Наш мозг устроен так, что он не может одновременно создавать что-то и воспринимать информацию. Мозг может делать либо одно, либо другое, но никак не оба дела вместе. Люди, которые уверяют, что они могут одновременно работать (например, писать статью или техзадание) и слушать вебинар, на самом деле не делают это одновременно. Просто их мозг все время быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
Но, во-первых, на такое переключение способен далеко не каждый мозг.
Во-вторых, даже если вы так умеете, это не является хорошей практикой или, тем более, тренировкой мозга. Постоянное переключение очень сильно расходует энергию, человек быстро устает, его внимание рассеивается. В итоге из двух-трех дел не сделано ни одного: от кофе удовольствия не получили, из вебинара усвоили меньше половины, да и в работе наделали ошибок. То есть день прошел, человек толком ничего не успел и резюмировал: никак не могу сосредоточиться дома!
Писать планы – это мой конек. Я пишу планы на день, неделю, месяц, год, пишу их на рабочие и выходные дни, на отпуск и путешествия. Следование планам позволяет держать себя в тонусе, а составление списков задач помогает быстрее собраться и не забыть ни об одном деле. Отдельно удовольствие – вычеркивание сделанных дел. Это не только позволяет оценить, на что уходят часы, дни и месяцы жизни, но и дает возможность наблюдать, как приближаются даже самые далекие цели.
Как-то ученые провели такой эксперимент: разделив людей на две группы, попросили их написать отчет об отпуске. При этом представителям одной группы предложили сначала составить план, а представителям второй работать без него. В итоге в группе без плана с задачей справились менее трети, а в группе с планом – более 70%. Из чего ученые сделали вывод: если человек составил план, ему проще выполнить задачу.
Некоторые большие и сложные задачи настолько пугают своей масштабностью, что человек днями, а то и месяцами откладывает их выполнение. Знающие люди советуют разбить такую устрашающую задачу на более мелкие пункты и приступать. Это многократно проверено до вас, но ничто не мешает убедиться и вам: последовательно сделать много мелких задач оказывается проще, чем одолеть одну большую.
Выводы. Как видим, все советы объединяют общие правила, без которых эффективной работы на удаленке не будет: режим и самодисциплина. А переодевание, планы и делегирование полномочий – это фактически способы, которые помогают в этот режим войти. Можете воспользоваться нашими советами, можете придумать свои собственные фишки, главное – захотеть! И помнить, что с кем-с кем, а с собой-то уж точно можно договориться всегда. И если вы до сих пор этого не сделали, самое время подыскать серьезные аргументы для разговора "по душам". Скажите себе, что удаленка по сравнению с офисом – это больше возможностей и свободы: как минимум, это дополнительное свободное время, которое вы бы потратили на дорогу. Согласитесь: чтобы сделать это обстоятельство минусом, нужно сильно постараться!
|
КСТАТИ
Это правило помогает разобраться с внезапными мелкими заданиями и проблемами без ущерба для глобальных задач: если вы можете сделать задание за две минуты, сделайте это сейчас же. Внести мелкое исправление в текст, быстро ответить на рабочее письмо, оценить правку по дизайну – речь идет обо всем, что можно сделать быстро и без углубления в тему. Если же дело требует больше времени и подготовки, внесите его в общий план и решайте в порядке общей очереди.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ