Эту цитату из "Иронии судьбы..." мы знаем наизусть. "Как скучно мы живем. В нас пропал дух авантюризма. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. Мы перестали делать большие хорошие глупости", - сокрушался Ипполит на кухне у Нади.
А ведь это и правда грустно, когда в людях пропадает дух авантюризма. И романтика становится какой-то не такой романтичной. И любовь не такой возвышенной, как во времена Петрарки и Лауры. И даже ухаживать за женщинами мы стали как-то по-другому. Уходят в прошлое привычки, которые еще совсем недавно казались абсолютно естественными.
Вот вы, например, слышали, чтобы нынешние мальчишки в младших классах школы дергали девчонок за косички? Не для того, чтобы сделать больно. Просто был знак такой: "вообще-то ты мне нравишься, но не могу же я прямо тебе об этом сказать". Девчонки обижались, иногда плакали, но маленьким девчоночьим сердцем понимали: что-то тут не так, надо к этому хулигану присмотреться, наверняка чего-то недоговаривает.
А потом, лет через десять после окончания школы:
- А помнишь, как ты меня за косички дергал?
- Помню, конечно. Потому что был в тебя влюблен.
- А сейчас?
- И сейчас влюблен.
Правда, к тому времени оба уже люди семейные, но все равно есть что вспомнить.
Сейчас такое невозможно. Сейчас дерганье за косичку может стать поводом для обвинения в харассменте, беседы со школьным психологом и бурной дискуссии в родительском чате.
Да и косички девочкам, кажется, никто сейчас не умеет заплетать.
Ближе к средним классам, помнится, был такой метод флирта: через записки. Причем написать и передать ее надо было непременно на уроке, иногда через весь класс. А потом наблюдать, как на записку отреагирует объект твоей страсти. Если прочитает и обернется в твою сторону (не важно, улыбнется или пальцем у виска покрутит) - хороший знак. Если даже читать не станет - плохо дело. А бывало, записочки перехватывали - злобная математичка или классный хулиган, который вас потом этой запиской шантажировал.
Сейчас записки не нужны: все можно решить через текстовое сообщение.
И еще красивый был обычай: провожая девочку после уроков домой, нести ее портфель. Нынче то ли портфели слишком тяжелые, то ли родители слишком строгие ("Сразу из школы - домой!"), но нет больше такого.
И надписей на стенах "Миша + Катя = любовь" уже не делают.
В старину молодые люди ходили на танцы. Пришел - значит, хочешь не просто повеселиться, а с кем-нибудь познакомиться. Девушки, чтобы это намерение не обозначалось так явно, приходили группками: "Светка, может, и ради знакомства, а мы просто так, за компанию".
И ведь знакомились, иногда до серьезных продолжений доходило.
А для облегчения жизни слишком уж застенчивым кавалерам существовал белый танец: когда приглашала дама. Уж если пригласила - считай, дело сделано, она твоя.
Если парень и девушка приходили на танцы вдвоем, это было публичное заявление: "у нас все серьезно, просим иметь в виду". И все имели в виду: "да они даже на танцы вместе ходят".
А теперь? Когда вы последний раз слышали слово "танцплощадка"?
Хорошим тоном считалось принести на свидание цветы. Сейчас почему-то не видно влюбленных пар с букетами в руках. Может, потому, что они, встретившись, не гуляют по улицам.
Раньше, например, шли в кино. Пригласить девушку "на новый фильм" считалось серьезной декларацией о намерениях. Согласие девушки пойти - почти проявлением взаимности. Для обоих это была возможность побольше узнать друг о друге. Всплакнула девушка на сцене расставания главных героев - надо с ней поосторожнее, нам лишние сантименты ни к чему. Вздрогнула от неожиданного звука выстрела и прижалась к кавалеру - это хорошо, ищет тактильного контакта.
Да и вообще много интересного за сеанс могло произойти. Термины "места для поцелуев" и "темнота - друг молодежи" - это ведь все из той поры.
Мест для знакомства раньше было не так много. Кафе и рестораны многим были не по карману, караоке-бары еще не придумали, на улице знакомиться вроде как неприлично (хотя кого это останавливало?). Хорошим вариантом считалась библиотека. Героиня Ирины Муравьевой в фильме "Москва слезам не верит" прямо так и сделала: надела очки и пошла в читальный зал. У нее ничего хорошего не получилось, а я вот (простите за ненужную здесь автобиографичность) по молодости лет был гораздо удачливее в этом смысле. Но тут все просто: симпатичных молодых людей в библиотеках гораздо меньше, чем симпатичных девушек. Так что ходить туда в поисках счастья надо было именно юношам. Я вот чертовски рад, что понял это уже на втором курсе института. И, кстати, из известного каждому мужчине стандартного набора соблазнительных образов (женщина-кошка, стюардесса, медсестра) до сих пор неизменно выбираю библиотекаршу - в очках с большой оправой и волосами, собранными в тугой пучок (особенно если это рыжие волосы).
Но вообще-то все нормально. Раньше из-за женщин рыцарские турниры устраивали, и что, по этому поводу тоже грустить будем? Нет, конечно. Новые времена, новые формы ухаживания. Молодежь сама разберется. Без библиотек и белых танцев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ