Несмотря на то, что в Украине уже более 100 дней длится война, издательства, хоть и с большим трудом, продолжают свою работу. В этой подборке мы предлагаем книги – художественные и нон-фикшн, вышедшие после 24 февраля или буквально накануне – все они объединены темой войны.
Александр Маевский, Валентина Мержиевская, Игорь Цеунов
Портал, 2022
Цена бумажного издания – 285 грн
Иллюстрированный (с картами) путеводитель о предпосылках, ходе и последствиях Первой и Второй мировых войн. Охватывает период с 1914 по 1945 год, но кажется, будто речь идет о современных событиях. К примеру, как затяжной и кровавый характер мировой войны превратил массовое насилие в норму, в частности против мирного населения. Или как СССР накануне Второй мировой взял под свой контроль, то бишь оккупировал «беззащитных единокровных украинцев и белорусов». Или как бюрократизированно готовились к боевым действиям с фашистской Германией Франция и Британия, действуя по образцам еще Первой мировой . Хотя считалось, что у них более высокий промышленно-ресурсный потенциал, чем у Гитлера (на самом деле нет).
Кроме того, авторы рассмотрели политическое формирование Украины во время экстремального насилия, разобрали, как развивались культура и мировоззрение между войнами и как формировались военные мифы.
Составитель: Александр Красовицкий, хроника событий от доктора исторических наук Виктора Воронина
Фолио, 2022
Цена бумажного издания: 190 грн
Уже идет четвертый месяц полномасштабного вторжения в Россию. Но мы не должны забывать ни дня этой кровавой войны. Поэтому в издательстве «Фолио» решить систематизировать события первого месяца – от ежедневных новостей и сообщений из официальных источников до выступлений и обращений Президента Украины.
Именно ежедневные речи Зеленского помогли украинцам сплотиться хотя бы на время. И в первые дни войны чуть ли не все слушали эти весьма искусно выписанные речи, обретая в них надежду на победу и силы, чтобы противостоять врагу. А обращение украинского гаранта к союзникам помогало преодолеть и колебания в введении санкций против РФ, и в поставках летального, а впоследствии и наступательного оружия.
Оксана Пухонская
Дискурсус, 2022
Цена бумажного издания – 261 грн
Война приводит не только к физическим, моральным и материальным ранам. Это еще культурная травма, эхо которой мы все чаще наблюдаем в современной литературе. Это и опыт войн на Балканах – когда словенские, хорватские или боснийские писатели могут говорить о войне 1990-х с определенного расстояния. И нынешний опыт украинских авторов, прямо сейчас переживающих эту травму, описывая пострадавших мирных жителей, волонтеров, участников боевых действий. Книга – о сравнении украинской и балканской литературы, о характере войн, о том, что объединяет художников наших стран, о том, что от нашей ответственности и выбора пути зависит возможность разорвать этот бесконечно повторяющийся и травматический ход истории.
А еще это возможность узнать больше о книгах о войне как украинских, так и балканских писателей. Автор – литературовед и преподаватель Оксана Пухонская – на примере современных произведений (таких как Гаська Шиян «За спиною» или «Сліди на дорозі» Валерия Ананьева, «Дівчинка на війні» Сары Нович или «Ніби мене нема(є)» Славенки Дракулич) анализирует, как травма войны влияет на поведение, сознание и культуру тех, кто находится за пределами фронта.
Андрей Курков
Иллюстрации Никита Кравцов
Родовід, 2022
Цена бумажного издания – 400 грн
Начал царь Горох войско собирать и пошел войной на лес. Бросился полковник Боровик искать среди грибов тех, кто мог бы дать отпор врагу. И почти всюду слышал отказ – никто не хотел воевать. Вызвались встать на защиту леса только грибы-молочники.
Переосмысление этой сказки произошло дважды – впервые «Війну грибів» иллюстрировал выдающийся украинский график Георгий Нарбут в 1909 году. Андрей Курков переработал давнюю украинскую сказку, а если быть точными, то издание 1909 года, приблизив его к современным реалиям. Если в сказке гриб Боровик был узурпатором, то сейчас он полковник, который стремится защитить грибное царство. А грибы-молочники даже после победы продолжают защищать границы от сумасшедшего соседа.
И хотя авторы делали оммаж нарбутовскому произведению, оригинальные иллюстрации в стиле арт-нуво очень отличаются от насыщенно телесных, почти на грани контрастных рисунков Никиты Кравцова.
Арт-бук уже издан не только на украинском, но и на английском и французском языках.
Рон Кеппс
Факел, 2022
Цена бумажного издания – 140 грн
Нам уже 8 лет нужно знать, как писать о войне. И, к сожалению, эта потребность только растет. Рон Кепс – ветеран боевых действий в Афганистане, участник миссий в Чаде, Центрально-Африканской Республике, Дарфуре. 25 лет отдал военной службе в армии США и Национальной гвардии.
Автор подчеркивает, что его книга о том, как описывать военного опыта, а не создавать военные тексты. И отмечает, что рассказы о войне можно ставить по силе воздействия в один ряд с химическим или термоядерным оружием. Но в то же время – это своеобразная терапия для участников боевых действий, которым отчасти легче начать писать, чем проговаривать травмы. Следовательно, вопрос лишь в том, как сделать текст таким, чтобы он понравился читателю и издателю. Поэтому Кепс советует, как выписывать самую главную часть рассказа – персонажей, как выбирать тему, строить сюжет и что такое повествовательные структуры, как писать диалоги и т.д. И некоторые советы для ветеранов, как работать с психологической травмой и выписывать военный опыт.
Кстати, издатели уже передали часть тиража на курсы писательского мастерства. Потому что у опыта войны сегодня так или иначе все украинцы…
Эрнст Юнгер
Стилет и стилос, 2022
Цена бумажного издания – 190 грн
Во второй части мемуаров немецкого офицера и писателя, как и в первой «Стальные грозы», речь идет о Западном фронте Первой мировой войны, и написана она как своеобразный ответ пацифистам.
В 1918 году 23-летний лейтенант Эрнст Юнгер вернулся с Первой мировой войны и, продолжая военную службу, решил записать и литературно отразить пережитое им в битвах. В отличие от многих других солдат, страдавших от химических атакак, бомбардировок, вынужденных спасаться в окопах и к концу войны оказавшихся совершенно сломленными (что можно, например, увидеть в знаменитом «На Западном фронте без перемен» Эриха Мария Ремарка), Юнгер воевал в т.н. «штурмовых отрядах», появившихся за два года до конца войны. Бойцы этих отрядов отличались большой смелостью, на грани с безрассудством. И на войну Юнгер смотрит не как на трагедию или катастрофу, а на энергию идеи, которая, несмотря на страх, ведет к определенной цели. Более того, как на другую форму жизни: «война – закон природы, а значит мы никогда не избежим ее чар».
Очарование войной – своеобразная философия автора. И через эту призму он рассматривает, как война изменяет людей, влияет на культуру, политику, любовь. И конечно, по мнению Юнгера, пацифисты ошибаются, ведь «святая обязанность самой высокой культуры состоит в том, чтобы иметь сильнейшие батальоны».
Небольшой спойлер – с годами, пережив еще и Вторую мировую, Юнгер перестал поклоняться войне. Но вот «Война как внутреннее переживание» – именно о ее величии.