22 ноября
Загрузить еще

Польский волонтер: Почти все внедорожники везем в район Бахмута и Соледара

Польский волонтер: Почти все внедорожники везем в район Бахмута и Соледара
Фото: личный архив Матеуша Воджинского

Война в Украине уже давно стала народной. Защищать Украину пошли звездные спортсмены, политики, айтишники, бизнесмены и даже иностранцы. То же самое происходит и с волонтерским движением – оно набирает все больше оборотов и является одной из опор, на которых и стоит украинская армия уже почти 9 лет. Огромный вклад в это движение вносят и иностранные граждане.

Управляющий одной из переводческих компаний в Польше Матеуш Воджинский наблюдал за российской агрессией и ходом войны еще с 2014 года, но после полномасштабного вторжения не смог оставаться в стороне – и начал помогать нашим ребятам из ВСУ едва ли не самым главным, что сейчас нужно на фронте, – машинами.

Передал на фронт более полусотни внедорожников

Матеуш передал на фронт уже 56 автомобилей и говорит, что обязательно сделает все, чтобы передать еще – пока Украина не победит. Мужчина всегда понимал, что угроза, которую представляет Россия, великая и страшная, и она распространяется не только на Украину, но и другие страны Востока и Центра Европы.

– На самом деле я слежу за вторжением России в Украину с момента захвата Крыма в 2014 году, хотя в последующие годы, по крайней мере в Польше, эта тема несколько стихла. Поэтому начало полномасштабной войны в прошлом году стало для меня огромным шоком. И я понял, если бы россиянам удалось оккупировать всю Украину, как они планировали, то ситуация для Польши, а особенно для жителей восточной границы, где я и сам живу, была бы невероятно сложной, – говорит Матеуш Воджинский.

Толчком к активным действиям для Матеуша стало то, что украинцы не дали захватить столицу.

– Украинцы сумели отстоять Киев и со временем сконцентрировали боевые действия на востоке страны. Тогда я понял, что мы можем выиграть эту войну. Я говорю "мы", потому что считаю, что это также моя война - как за Украину, так и за восточную стену Польши, - объясняет мужчина.

Матеуш Воджинский поначалу отдал на фронт свою машину. Фото: личный архив

Матеуш Воджинский поначалу отдал на фронт свою машину. Фото: личный архив

Понял, что мобильность имеет ключевое значение

В конце февраля - марте 2022 года российские оккупанты стянули к Киеву со всех сторон тысячи единиц техники, что говорило о подготовке штурма украинской столицы. Матеуш внимательно наблюдал за ходом событий и невольно определял слабые места врага.

- Достаточно быстро, еще во время осады Киева в марте прошлого года, я понял, что мобильность на местах будет иметь решающее значение. Думаю, мы все помним гигантскую российскую колонну, несколько дней стоявшую на дороге в Киев, фактически под открытым небом. В конце концов я понял почему - потому что не могли съехать с асфальта, чтобы не увязнуть в весенней грязи. Такая же грязь, как в Украине, у меня на Подляшье, и я знаю, что пробраться через нее можно только на внедорожнике.

Поляк решил отдать защитникам Украины свой личный Suzuki Grand Vitara. Параллельно бросил клич в интернете, думая, что это поможет собрать средства еще на два или три автомобиля.

А дальше, как говорится, пошло-поехало. С июня 2022 по конец февраля 2023 года Воджинский уже передал украинским военным 56 внедорожников.

– Еще 11 внедорожников находятся на стадии подготовки. Это было бы невозможно без моей небольшой, но очень сплоченной и профессиональной команды, а также без тысяч людей – преимущественно из Польши, принявших участие в моей акции, – говорит Матеуш Воджинский.

Внедорожник у новых владельцев. Фото: личный архив Матеуша Воджинского

Внедорожник у новых владельцев. Фото: личный архив Матеуша Воджинского

Бойцы просят машины сами

Первый внедорожник Матеуш отвез с соседом 10 июня прошлого года.

– Мой личный Suzuki Grand Vitara поехал в полк Кастуся Калиновского, белорусских добровольцев. Я выбрал это подразделение, потому что живу на границе с Беларусью и, как и они, тоже хочу "свергнуть" Лукашенко, поэтому наши цели очень похожи. Так все и началось, – говорит волонтер.

Сейчас к волонтеру обращаются уже сами военные.

– Чаще всего бойцы сами обращаются ко мне за машинами. Конечно, таких просьб очень много, гораздо больше, чем есть машин, но мы делаем, что можем. Через несколько дней едем в Херсонскую и Запорожскую области, чтобы доставить шесть автомобилей бойцам на передке. Машины везу в том числе и я лично, – объясняет Матеуш Воджинский.

Отдельная тема – пересечение границы. Там, по словам польского волонтера, бывает по-разному. Иногда это быстро и беспроблемно, а иногда - не очень.

- На украинской стороне обычно все хорошо, хотя можно было бы организовать получше. Конечно, на каждую машину армия выдает письмо украинским таможенникам, и автомобиль закрепляют за конкретным подразделением, – говорит волонтер.

В последнее время много машин уходит на Бахмут и Соледар

Большинство машин сейчас отправляются на Бахмут. Фото: личный архив Матеуша Воджинского

Большинство машин сейчас отправляются на Бахмут. Фото: личный архив Матеуша Воджинского

Машины, переданные Матеушем украинским военным, отправляются сразу на самые сложные участки фронта.

- Машины едут во многие различные подразделения - как профессиональные, территориальные, так и волонтерские. В последнее время почти все машины мы увозим в район Бахмута и Соледара, ведь они там наиболее нужны. Наши вездеходы используются, в первую очередь, для быстрого передвижения солдат, техники и эвакуации раненых, но многие из них выполняют и боевые функции, - говорит волонтер.

По словам нашего собеседника, некоторые машины подвергаются серьезной модификации, уже когда попадают к украинцам. Так, на пикапы устанавливают пулеметы, автоматические гранатометы, а недавно даже мини-ракетную установку. А для команды польских медиков волонтеры готовят бронированный автомобиль для эвакуации раненых с поля боя на базе Mercedes Sprinter.

Обычно на фронте машины – расходный материал, и уничтожают их очень быстро. Но некоторым удается прожить и несколько месяцев в таких сверхтяжелых условиях эксплуатации.

– Военные часто информируют меня о судьбе этих автомобилей. Многие уже уничтожены, быстрее всего после недели на фронте. Но большинство еще ездят. Некоторые сражаются до шести-семи месяцев, что в тех условиях является сенсационным результатом. Насколько мне известно, Suzuki Grand Vitara в 93-й механизированной бригаде и Nissan Patrol в легионе "Грузия" ездят дольше всего – с июля прошлого года, – говорит Матеуш Воджинский.

Матеуш уже и сам видит, какие машины показывают себя лучше других в условиях фронта.

- Исходя из опыта последних девяти месяцев, лучшими автомобилями для фронта являются Mitsubishi L200 старшего поколения и Toyota Land Cruiser 120. Также хорошо себя зарекомендовали Nissan Navara, Toyota Hilux, Ford Ranger, Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol или Isuzu D-Max. С более дешевых популярностью пользуются Kia Sorento, Hyundai SantaFe, Mitsubishi Outlander, Mercedes ML, - резюмирует волонтер.

К сожалению, средний срок жизни машины на фронте – где-то до недели. Больше – если повезет. Фото: личный архив Матеуша Воджинского

К сожалению, средний срок жизни машины на фронте – где-то до недели. Больше – если повезет. Фото: личный архив Матеуша Воджинского

Кстати

Актуальный список всех переданных автомобилей и их пользователей, а также как присоединиться к сбору можно узнать на сайте проекта.

За свою волонтерскую деятельность волонтер имеет многочисленные благодарности. Фото: личный архив Матеуша Воджинского

За свою волонтерскую деятельность волонтер имеет многочисленные благодарности. Фото: личный архив Матеуша Воджинского