25 ноября
Загрузить еще

Виртуальный аутизм: к чему приводит зависимость от гаджетов

Виртуальный аутизм: к чему приводит зависимость от гаджетов
Фото: psihologmariuszamfir.ro

Телефон или планшет за обедом вместо игр и прогулки, а также перед сном. Такова реальность у большинства современных малышей. Будем откровенны: дети требуют много внимания, а самый простой для родителей способ развлечь малышей – включить мультики. Голубой экран забирает все внимание, но в то же время серьезно тормозит развитие нейронной системы у детей.

Как гаджеты влияют на детский мозг, допустимое время просмотра видео и как спасти своего ребенка от виртуального аутизма, узнавала KP.UA.

Хрюкал, как «Свинка Пеппа»

Родители полуторагодовалого Семена не сразу поняли, что их ребенок стал зависим от телефона. Мальчик так часто смотрел мультики, что реальный мир перестал его интересовать. Ребенок ел, забавлялся, ходил к врачу только с телефоном или планшетом. И уже спустя некоторое время малыш почти не интересовался окружающим миром. Был словно «зомби»: не реагировал на голоса родителей, повторял какие-то движения или звуки только из мультфильмов. Например, хрюкал, как поросята из мультсериала «Свинка Пеппа».

– Родители обратились сначала к невропатологу с проблемой, что ребенок не реагирует на их голоса, – рассказала KP.UA детский психолог Олеся Гречковская. – Все дополнительные обследования показали, что малыш физически здоров. Врача насторожило то, что ребенок постоянно с телефоном, даже на обследовании. Родители признались, что действительно таким образом отвлекают малыша, чтобы не мешал, не плакал. Телефон у ребенка забрали, мультфильмы родители не включают вообще, мальчик проходит дополнительные сеансы у детского психолога, наверстывает то, что потерял в виртуальном мире.

Впервые термин виртуальный аутизм несколько лет назад использовал в своем докладе румынский психолог Мариус Замфир. Фото: onlymyhealth.com

Впервые термин виртуальный аутизм несколько лет назад использовал в своем докладе румынский психолог Мариус Замфир. Фото: onlymyhealth.com

Впервые термин "виртуальный аутизм" несколько лет назад использовал в своем докладе румынский психолог Мариус Замфир. От пояснил, в чем разница между классическим и новым термином. По его словам, первый – определение неврологического развития, обусловленного физиологией. А второе – это торможение развития нейронной системы, вызванного чрезмерным влиянием виртуальной реальности.

Поясним: мозг ребенка имеет столько же нейронов, как и мозг взрослого человека. Но связи между ними у детей только формируются (и это происходит на протяжении всей жизни). То есть узнал ребенок что-то новое – создалась новая нейронная связь, влияющая на интеллект. А через экран ребенок получает только ограниченную информацию, определенные ощущения (зрительные, слуховые) из виртуальной среды. И в то же время тормозится развитие других (тактильных, вкусовых, обонятельных и т.п.) ощущений.

Видео меняет детское поведение

Дети познают мир, общаясь со своими родителями и родными с помощью игры. Ребенок трогает какой-то предмет, например, яблоко, берет его в руки, крутит, пробует откусить кусок. И так учится: яблоко круглое, с гладкой кожурой, приятное на вкус и сочное. Его едят, а не пьют, это фрукт, а не игрушка. Вот это и есть познание мира. В это время ребенок узнает, как называется, как работает, какие звуки издает тот или иной предмет, и подсознательно выстраивает ассоциативный ряд. К примеру, то же яблоко едят на перекус или десерт, воду пьют, когда есть жажда, а шорты одевают, когда на улице жарко.

Что же происходит, когда ребенок берет в руки телефон или планшет, включает видео?

– На экране все гораздо ярче, быстрее, громче, интереснее, – говорит Олеся Гречковская. – Экран восхищает, приковывает внимание. И изолирует ребенка от окружающего мира. А это уже проблема, потому как следствие: задержка речи, отсутствие навыков общения. К тому же шум и скорость смены кадров видео часто «меняют» детское поведение. Ребенок становится излишне возбужден, появляются проблемы со сном, с аппетитом.

Психологи называют несколько основных симптомов виртуального аутизма:

  • задержка психомоторного развития и речевых функций;
  • расстройство поведения;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивность;
  • усложнение или отсутствие социализации;
  • отсутствие устойчивого зрительного контакта, языка, ролевых игр, где ребенок перевоплощается в воображаемого персонажа;
  • повторение определенных слов, изречений, действий.

Такие же симптомы детей и с классическим аутизмом.

Дети познают мир, общаясь со своими родителями и родными. Фото: webautism.com

Дети познают мир, общаясь со своими родителями и родными. Фото: webautism.com

До 2 лет мультики под запретом!

Вместе с тем врачи успокаивают современных родителей: виртуальный аутизм можно исключить, правда, при определенных условиях.

Румынский психолог Мариус Замфир утверждает, что успешность решения этой проблемы зависит от:

  • возраста ребенка (диагностировать проблему чем раньше, до двух лет),
  • устранения причины (забрать из поля зрения ребенка абсолютно все гаджеты, которые есть дома),
  • программы восстановления (определенные упражнения, а также в некоторых случаях медикаменты, которые назначает врач).

Телефоны и компьютеры давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, и полностью избавиться от них невозможно. Однако важно знать, сколько времени ваш ребенок находится перед экраном. Медики утверждают, что до 2 лет детей вообще не следует знакомить с виртуальной реальностью. Такие малыши должны больше времени проводить на природе, на улице, на детской площадке, общаться и играть с родителями и друзьями.

Детям от 3 до 6 лет Американская академия педиатрии рекомендовала выделять в день максимум один час просмотра видео, конечно с перерывами. А тем, кому уже исполнилось 7, и до 12 лет – не больше двух часов в день.

Это интересно!

Пять фактов о мозге

  1. В головном мозге около 86 миллиардов нейронов. Наибольшее их количество находит в мозжечке – той части мозга, которая отвечает за движение.
  2. Мозг развивается всю жизнь, но до 6 лет самое активное развитие.
  3. Кислород – основной продукт потребления для мозга. Без еды человек способен прожить почти месяц, без воды – неделю, а без кислорода всего 3-5 мин.
  4. Мозг можно тренировать. Вот только упражнения умственные – это учение.
  5. За день мозг создает от 25 тысяч до 50 тысяч мнений, преимущественно отрицательных.