Театральный бум, переживаемый сегодня столицей Украины, явление вовсе не уникальное. В Киеве исторически относились к сцене с уважением, возвышенно и с душевным трепетом. Особенно ярко это проявлялось как раз в тяжелые времена, раньше революционные, сейчас - военные.
В связи с недавно прошедшим международным днем театра (27 марта) мы вспоминали, с чего все начиналось. Где в Киеве театральные «места силы» - читайте в материале Коротко про.
По сравнению с большинством европейских столиц, Киев получил свой первый стационарный театр относительно поздно. Для примера, парижский «Комеди Франсез» был основан в 1680 году, а миланская «Ла Скала» в 1778 году. У нас же двери Первого Городского театра открылись лишь в 1806 году. С другой стороны, не так уж и плохо для относительно небольшого провинциального городка (с населением чуть более 20 тысяч человек). Для успокоения тех, кто придает датам особое значение, отметим, что в США первый театр заработал лишь в 1809 году, да и то на базе цирка.
Хотя собственно театральная жизнь до этого времени и без отдельно стоящего здания жила и развивалась. В основном в стенах Киево-Могилянской академии. Специализировались там на драматических постановках, когда в роли режиссеров выступали профессора, актерами были студенты, а зрителями - местная и заезжая знать. В то же время мещанство и простой люд ограничивались уличными балаганами и вертепами.
Все изменилось с переносом в город в 1797 году Контрактовых ярмарок. Представьте: на целый месяц (еще и во время рождественских праздников) сюда съезжалось около 30 000 гостей. Еще и богатых, еще и желающих показаться на публике в выходных нарядах, еще и жаждущих развлечений, еще и настроенных потратить на это приличную сумму денег. Появление места, где все это можно было сделать - стационарного театра, стало неизбежным.
Место для будущего театра выбрали в получасе ходьбы (чуть меньше двух километров) от Контрактовой площади до Конной площади (сейчас Европейская). В те годы здесь действовал очень популярный рынок по продаже не только лошадей, но и всевозможной домашней живности - от коров до свиней. Не самое приятное соседство для богемного центра, не так ли? Поэтому после постройки театра рынок отсюда убрали, а площадь получила название Театральная. Так же, как и улица, начинавшаяся здесь и уходящая на юг. Теперь это Крещатик, в те годы он только начинал застраиваться.
Еще один любопытный эпизод связан непосредственно с тем местом, что было отведено под строительство. Эта земля принадлежала «коллежской асессорше Меленской» (по свидетельству сохранившегося плана застройки), супруг которой, Андрей Меленский, был в те годы главным архитектором Киева. Земельные схемы пару веков назад работали приблизительно так же, как и сейчас. Супруги передают участок в муниципальную собственность, в качестве компенсации получают надел на всегда престижном Печерске. Кроме этого, архитектор Меленский выторговал право на проектировку и строительство здания, а за всем его семейством в уже открытом театре закрепляется именная ложа.
Параллели с современностью напрашиваются в этой истории неоднократно. Взять, например, бюджет, выделенный на строительство. Денег у властей традиционно не хватало, спонсоры в данном случае не находились, и стройматериалы решили использовать б/у. По соседству, все на том же активно застраивающемся Печерске, разбирали старые постройки, так не выбрасывать же вполне качественные бревна? Почему бы из них не отстроить театр? Так и сделали.
В итоге, здание возвели быстро, всего за два года. В 1806 году Первый Городской театр Киева открыл свои двери. Это было массивное двухэтажное деревянное здание. Построено оно было в стиле ампир, имело прямоугольную форму, фасадом выходило на нынешний Майдан, а боковой частью на Подольский спуск.
Зал театра вмещал 740 зрителей, а вот сидячих мест было всего около 50. Афиши того времени предлагали билеты в ложах (каждая рассчитана на четырех человек) трех типов: «на первом этаже», «на втором этаже» и в «галерейной ложе». Также предлагались билеты на «кресла», в «партер» и в «галерею». Условия были спартанские. «Кресла» - это деревянные лавки с перегородками, обитые красным сукном. «Партер» - стоячие места за «креслами», а «галерея» - в современном понимании галерка, где зрителям также предстояло смотреть постановки стоя.
«Лишний билетик», как и сегодня, достать было нереально сложно, они раскупались на два-три месяца вперед. Хоть цена и кусалась. Стоимость билетов стартовала от 60 копеек в «галерее» и до 25 рублей в «креслах» (правда, сюда включался благотворительный взнос). Для понимания, мешок картошки в те годы стоил 1 рубль, а за 60 копеек можно было купить живую курицу.
Репертуар в Первом Городском театре был богатейший: драмы, комедии, оперы, балеты, пантомимы, проводились концерты, кукольные постановки. Все делалось, чтобы удовлетворить самые разнообразные вкусы. К тому же у театра не было своей постоянной труппы, что добавляло разнообразия. Недостатка в приезжих артистах Киев не испытывал. На гастроли сюда на месяц-другой заглядывали, кроме украинских, польские, французские, итальянские и, «слов из песни не выбросишь» - российские труппы. Преставления давались круглый год, исключение делалось только в дни Великого поста.
При этом нужно отдать должное властям. Поощрялась благотворительность, и в праздничные дни вход на стоячие места был бесплатным. Кроме того, с 1840 года антрепренер был обязан один раз в месяц давать представление без оплаты для малоимущих слоев населения. В эти дни здание театра набивалось под завязку. Зачастую люди шли смотреть скорее не постановку, а в большей степени ради ощущения антуража заведения. В театре особое внимание уделяли декорациям, оформлению и всевозможным спецэффектам. В праздничные дни обязательной была иллюминация.
Так выглядел Второй Городской театр, на месте которого сейчас красуется киевская Опера. Фото: wikipedia.org
В 1850 году стало понятно – со зданием театра нужно что-то делать. Во-первых, сама конструкция стремительно ветшала. Во-вторых, Киев стремительно развивался (численность населения, по сравнению с началом века, выросла вдвое) - и Первый Городской театр был откровенно тесноват. Решили сносить, вот только подрядчика, желающего разобрать здание на бревна, не нашлось. Губернатор Иван Фундуклей привлекает для работ арестантов, что стало для тех времен едва ли не ноу-хау.
30 июля 1851 года труппа Рикановского, закрывая сезон, поставила комедию «Житейская школа» и одноактный балет, а уже 10 августа начались работы по сносу постройки. На освободившемся месте позднее построили отель «Европейский», а сейчас здесь расположен Украинский дом – один из символов Киева.
Проект Второго Городского театра Киева было одобрен еще до сноса Первого в 1850 году. Концептуально ничего не менялось. Создавалась площадка для гастролей приезжих артистов, пока без собственной труппы. Место вновь выбрали на «перспективу» - на пересечении улиц Владимирской и Кадетской (ныне Богдана Хмельницкого), недалеко от недавно открытого в 1843 году Красного корпуса университета.
Район бурно застраивался, появлялись новые кварталы и микрорайоны, и где, как не здесь, строить новый театр? Вот только из-за недостатка средств вновь был выбран деревянный вариант постройки.
Открылся театр 14 октября 1856 года. Его вместительность была на уровень выше предшественника - до 970 зрителей, 4 яруса лож. Со временем в театре, кроме гастролеров, все чаще стали отмечаться постановками отечественные мэтры.
Николай Лысенко в 1874-м представляет свою «Рождественскую ночь». В 1882 году с аншлагами и восторгами публики отработала труппа Марка Кропивницкого, тогда же прошел бенефис Николая Садовского. С 1867 года Городской театр становится первым в Украине оперным театром, впрочем, драматические коллективы в нем и далее продолжали выступать.
Дела у театра шли в гору, но все закончилось 5 февраля 1896 года. Любители искусства пережили тогда настоящий шок. Во время утреннего показа «Евгения Онегина» случился пожар. По одной из версий, его причиной стала искра от бутафорского выстрела дуэлянтов «Ленского» и «Онегина». Противопожарная безопасность была на столь низком уровне, что предотвратить распространение огня не получилось. Пожар длился три дня, театр выгорел дотла, и лишь в 1901 году на его месте появилась киевская Опера, которая и сегодня является еще одним символом города.
Изображение пожара Второго Городского театра. Из журнала «Всемирная иллюстрация». Фото: bigkyiv.com.ua