Шахтерское дело сменил на гончарный круг. Известный гончар Сергей Ивашкив – шахтер в третьем поколении. Но уже около 35 лет работает с глиной. А его керамика с традиционным сокальским орнаментом известна далеко за пределами Украины. О том, трудно ли работать с глиной, дорого или дешево стоит керамическая чашка от Ивашкива, а также о том, можно ли зарабатывать гончарством на жизнь или это все-таки хобби - читайте в материале Коротко про.
Гончарная мастерская супругов Ивашкив в селе Бендюга (окрестность города Шептицкого Львовской области) видна издалека. Наружные стены здания разрисованы подсолнухами и птичками – фирменными орнаментами сокальской керамики.
– Как видите, цвета также традиционны для этого вида керамики: желтый, зеленый и коричневый, – объясняет Коротко про хозяин усадьбы, мастер керамики 49-летний Сергей Ивашкив.
Почти 35 лет мужчина работает с глиной. Четыре из них производит именно сокальскую керамику. Но о ней чуть ниже. Потому что сначала поинтересуемся у мастера, как в его жизни вообще появилась глина.
– Абсолютно случайно, – смеется Сергей Ивашкив. – Еще подростком я знал, что буду работать шахтером. Мой дед им был, отец. Вот и я шахтер, считай, в третьем поколении. Учился в училище в родном Червонограде (сейчас город Шептицкий, известный шахтерский край на Львовщине. – Авт.), получал шахтерскую профессию. Мне было тогда 15 лет. И случайно попал в местную гончарную мастерскую, работники которой в те времена, в начале 90-х, единственные в городе изготавливали знаменитую чернодымную керамику, как в Гавареччине.
Как только юный Сергей сел за гончарный круг, выкрутил первое свое изделие, понял, что хочет работать с глиной и дальше.
– Начал учиться делать глиняные изделия, но и шахтерское дело не оставлял, – вспоминает мастер. – Банально: нужны были деньги на жизнь, а на шахте все-таки официально платили. Работа шахтера, сами знаете, тяжелая. Но даже после смены под землей я бежал в мастерскую, чтобы поработать с глиной.
В конце 90-х на шахте начались тяжелые времена. Зарплату, копеечную, выплачивали с задержкой. Сергей вспоминает, что получал 280 гривен в месяц (примерно 65 долларов в то время. - Авт.). И тогда ломал себе голову, как прожить на эти деньги, ведь уже женился, недавно родился сын.
Безденежье стало своеобразным толчком. Ивашкив оставил работу в шахте, вместе с другом обустроил маленькую мастерскую и начал свое дело: изготовление чернодымной керамики. Принимался за все предлагаемые заказы. Работал без выходных и отпусков, находил дополнительный заработок, делал все, чтобы прокормить семью.
– Давайте откровенно: можно гончарством заработать себе на кусок хлеба, желательно с маслом? – спрашиваю.
Мастер задумался.
– Сейчас заработать на жизнь только гончарством я уже могу, – говорит. – Дорос до такого уровня. Мое имя – мой бренд. Но в гончарстве, как и в любом деле, должен расти, совершенствоваться, быть дисциплинированным. Это тяжелая работа.
Чтобы изготовить чашку, из которой каждое утро будете пить ароматный кофе, Ивашкив сначала ищет глину. Да, этот материал сейчас можно купить в строительном магазине или заказать онлайн, но есть нюанс: для чернодымной керамики глина должна быть с высоким содержанием железа. Такова в Украине редкость. Но мастер знает определенные места на Золочевщине и Сокальщине.
Итак, глина есть. Ивашкив берет несколько образцов, хорошо вымешивает, разводит водой до консистенции жидкой сметаны, перецеживает, таким образом очищая от мельчайших камней и корешков. Очищенную смесь разливает в деревянные короба, где она должна подсохнуть.
Через некоторое время глина становится как пластилин. Это показатель того, что с ней можно работать. Но сначала этот «пластилин» надо изрядно перемешать, как тесто. И только тогда с ней можно работать на гончарном круге.
- После того как я выкрутил изделие, отставляю его, чтобы подсохло, а на второй день приклеиваю, если нужно, ручку, - говорит Сергей Ивашкив. – И снова изделие должно подсохнуть. Здесь уже важно не упустить момент, когда глина еще не совсем сухая, но уже и к рукам не прилипает. Теперь беру кремний и полирую, лощу изделие. Затертые изделия высыхают и уходят в гончарную печь.
Кстати, о печке, или горне. Разжечь горн - это час, а то и два активных силовых и кардиотренировок. Во-первых, нужно нарубить дров. Во-вторых, довести температуру в горне до тысячи и более градусов по Цельсию. В-третьих, собственные изделия Сергей Ивашкив выжигает 12 часов. А у горна чувствуешь себя как в бане.
– Вот эта часть работы физически очень тяжелая, – признается мастер. – Температура такая, что кажется, будто сам горишь. Время от времени стараюсь охладиться водой.
По окончании обжига изделия извлекают, упаковывают, продают. Вот так создается чернодымная керамика.
– Сокальскую керамику изготовляю так же, только выжигаю ее дважды в электропечи и предварительно покрываю изделия тонким слоем ангоба, – уточняет Сергей Ивашкив. – Это такая жидкая глина белого цвета. Ведь сокальская керамика должна быть белой.
На изделиях сокальской керамики на белом фоне легкими мазками изображены птицы, цветы, особые розетки в трех цветах (желтый, зеленый, коричневый). Фото: ФБ Сергей Ивашкив
Немного истории. Такой стиль в гончарстве зародился в XIX веке на Сокальщине (Львовская область). Изделия сокальской керамики легко узнать среди косовской, опишнянской, чернодымной. На таких тарелках и кувшинах на белом фоне легкими мазками изображены птицы, цветы, особые «розетки» в трех цветах (желтый, зеленый, коричневый).
Вплоть до начала XX века сокальская керамика пользовалась популярностью и даже конкурировала со знаменитой косовской. Но постепенно этот вид гончарства все меньше интересовал мастеров глины. И в результате почти исчез.
– А как так случилось, что вы начали возрождать традицию сокальской керамики? – спрашиваю.
- Было в моей жизни немало знаков того, что я должен ею заниматься, - заявляет мастер Сергей Ивашкив. – То птичка в мастерскую залетит, то мне предлагают приобрести кувшин известного мастера сокальской керамики Василия Шостопальца. А еще 4 года назад я был участником одного образовательного проекта, должен был рассказать местным детям о традиционном ремесле Сокальщины. Так и заинтересовался сокальской керамикой. И нашел ученую, автора каталога «Василий Шестопалец. Керамика Сокаля» Галину Ивашкив. Да, у нас одинаковая фамилия. Она подарила мне экземпляр своей книги, за что я очень благодарен. Прочитал тот каталог, как говорится, от и до. И начал производить изделия сокальской керамики.
В этом Сергею уже помогает его супруга Алла. Именно она расписывает кистью узоры на изделиях. А еще активно ведет странички семейного бизнеса во всех соцсетях, общается с заказчиками, оформляет отправку изделий. И время от времени объясняет комментаторам в соцсетях, почему чашка от Сергея Ивашкива стоит 300 грн, а не 150 - как в «Авроре».
– Нельзя сравнивать сложную ручную работу с китайской заводской штамповкой, – уточняет керамист. – Я часто посещаю выставки, фестивали, ярмарки в других странах, и, поверьте, стоимость керамических изделий наших гончаров еще очень приятна. Конечно, есть люди, которые говорят, что у меня дорого. Дорого сейчас все: материал, дрова, электричество, себестоимость самой керамики. А как же мой труд? Он тоже считается. Я работаю по 12 часов в сутки, нет выходных. Даже в большие церковные праздники или воскресенье еду в мастерскую. Не сажусь за гончарный круг, но должен обязательно посмотреть на глину, перевернуть, накрыть, переставить. Это постоянный процесс без выходных и отпусков. Я не езжу на "лексусе", не летаю на лакшери-курорты. Я – обычный украинец, который пытается выжить в этом нашем непростом мире.
Тот, кто хоть раз в жизни сел за гончарный круг, еще вернется к работе с глиной. Это убеждение Сергея Ивашкива. Так он говорит и своим сыновьям. Старший Назар, которому 28 лет, сейчас живет в Канаде, и как отец, с подросткового возраста работает с глиной. Младший Юстим пока помогает папе в мастерской - дров нарубить, глину замесить, порой и сам садится за гончарный круг.
– Я вот, бывает, задумаюсь, что для меня означает работа с глиной, и скажу вам, что это и ремесло, и хобби, и своеобразная медитация, – улыбается Сергей Ивашкив. – Гончарство – это уже стиль всей моей жизни.
Почти 35 лет мужчина работает с глиной. Четыре из них производит именно сокальскую керамику. Фото: ФБ Сергей Ивашкив
Нежные чашки, большие кружки, а еще тарелки, макитры, кувшины и многое другое есть в ассортименте семьи Ивашкиных.
- У меня покупают все, и я не могу сказать, что чаще всего берут какой-то элемент посуды, - говорит Коротко про гончар Сергей Ивашкив. – Но отдельно вспомню о рождественской посуде. Считаю, что на рождественском столе посуда должна быть глиняной, ручной, подчеркиваю, работы. Конечно, у нас есть такие наборы и в чернодымной, и в сокальской керамике. Вторая популярнее, хоть и дороже.
Приобрести посуду от Сергея Ивашкива можно через страницы в любой соцсети. Мастер отмечает, что работает официально, платит налоги, потому что так и должно быть.
А еще проводит мастер-классы. Недавно в его мастерской побывали военные, находящиеся сейчас на реабилитации. Под руководством Ивашкива изготовляли кувшины. А со дня на день должны посетить дети-переселенцы из Донбасса.