Принятый 18 сентября Закон "О Единой информационной системе социальной сферы" поставлен на паузу – депутаты от «Батькивщины» внесли на рассмотрение парламента блокирующее постановление. Формально – из-за нарушения регламента голосования, по факту – из-за существенных замечаний, в частности, юридических экспертов Верховной Рады. Почему в Минсоцполитики говорят, что новый закон будет иметь влияние на обеспечение прав и интересов граждан и государства, а представители общественности отмечают риски - в обзоре Коротко про.
Единая информационная система социальной сферы (ЕИССС) - не новость. Она была основана в октябре 2020 года. В 2021-м в нескольких областях стартовал "пилот" по оформлению нескольких видов социальных пособий, а в 2022-м система заработала на всю Украину. Речь шла об оформлении пособий семьям с детьми, внутренне перемещенным лицам, детям с инвалидностью и других выплатах. К началу июля 2024 года их насчитывалось 10 видов, по состоянию на сегодняшний день - уже 17 наименований.
Подсистемы ЕИССС включают Единый социальный реестр, Электронный бюджет, Социальное казначейство, Единый социальный процессинг, Единый электронный архив. Все это администрирует государственное предприятие «Информационно вычислительный центр Министерства социальной политики Украины». Информационный обмен происходит между Минсоцполитикой, Пенсионным фондом, Минюстом, Минцифрой и Налоговой службой.
Следовательно, механизм уже есть, он работает, но регулируется в целом на подзаконном уровне. А нужен отдельный закон.
По уже принятому, но заблокированному в продвижении документу Единая информационная система социальной сферы получила не только расширение. Предполагается, что в режиме реального времени она должна осуществлять обмен данными с тремя десятками государственных ресурсов, и это еще не все, потому что могут добавляться новые. Кроме персональных данных, налогового кода, пола, даты рождения, брачных отношений, образования, социального статуса, в ЕИССС, в частности, должны подтягиваться:
На граждан, подающих заявки на социальную помощь, государство сможет получить фактически исчерпывающее «досье». Более того, Судебно-юридическая газета обращает внимание на то, что, с одной стороны, закон вроде бы касается только заявителей социальной сферы, с другой – отсутствует четкий механизм, как будут отделять заявителей от «незаявителей». В документе прописана норма, позволяющая государству самому предлагать гражданину социальную поддержку на основании уже имеющейся или полученной из других ресурсов о нем информации. А это наводит на мысль, что «досье» могут собирать и на тех, кто не намерен или пока не намерен пользоваться государственной поддержкой.
Запуск обновленной системы планируется поэтапно: сначала тестирование в отдельных регионах, а полное - до 2027 года.
В первую очередь, упрощением механизма приема заказов на социальные услуги и их выполнение, устранением бюрократических моментов и усилением коммуникационных связей граждан с государственными органами. Проще говоря, система сама соберет справки, за которыми приходилось ходить.
Также в пояснительной записке к закону пишут о повышении производительности и качества обслуживания, внедрении унифицированных подходов к предоставлению социальных услуг, в частности, в электронном виде (государственные органы будут обязаны в неотложном порядке предоставлять ЕИССС информацию, иначе угрожают ответственностью).
Документ предусматривает, что «доступ… предоставляется государственному органу с защитой персональных данных в рамках реализации его полномочий, определенных законом». То есть речь идет об определенном круге чиновников, которые смогут оперировать с персональными данными граждан, сами же граждане не узнают, сколько лиц и какие именно лица получили информацию об их состоянии здоровья, имуществе, налогах, воинской обязанности, зарубежных вояжах.
Понятно, что основным риском правозащитники называют утечку персональных данных. В том числе и за границу, поскольку предусмотрено, что центры обработки информации могут размещаться за пределами Украины с обязательным согласованием договоров о предоставлении таких услуг в СБУ.
Окончательного текста закона на сайте Верховной Рады из-за блокирующего постановление нет. В начальной редакции (сейчас в карточке она не активна. – Ред.) речь шла о штрафах до 170 000 гривен за нарушение конфиденциальности. Однако критики закона не считают это надежным предохранителем.
И обращают внимание на тот момент, что субъектом ЕИССС должен стать независимый общественный орган по мониторингу его функционирования, как независимый контролирующий при Минсоцполитике. В состав такого института войдут представители институтов гражданского общества, правозащитники, специалисты в сфере социальной политики, цифровых технологий, кибербезопасности и защиты персональных данных. Порядок работы органа определит Кабмин.
- За сохранение персональных данных украинцев будут отвечать кем-то назначенные «общественные активисты», Кто их будет назначать, какой будет конкурс и будут ли они нести ответственность за утечку персональных данных – неизвестно, - комментирует это положение директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Что касается заявителей и получателей социальной поддержки, то они смогут пересмотреть информацию о себе в подобии личного кабинета, куда будут иметь также доступ их законные представители (родители, усыновители, опекуны, приемные родители, родители-воспитатели). В первой редакции предполагалось, что человек может потребовать удаления из системы определенных данных о себе, но только в том случае, если их собирали с нарушением законодательства.
И последний момент – сомнения в степени защиты всей системы. Скептики ссылаются на скандал с утечкой данных о доверенности, наследстве и завещании во время тестирования системы "е-нотариата". И хотя в ведомстве Михаила Федорова это категорически отрицают, у истории - открытый финал.