 
                                Из титана изготовляют не только сверхпрочные металлические изделия, в том числе орудия убийства – ракеты. Мастер-ювелир из Львовской области Александр Мирошников использует этот материал для изготовления прекрасного. О том, легко ли работать с титаном, почему этот материал не нуждается в дополнительной покраске, а также об истории самого мастера - читайте в Коротко про.
Была смертоносная ракета, а стало произведение искусства.
– Смог мечи на орала перековать, и таким образом показал, что из титана можно делать не только орудие убийства, но и прекрасные вещи, – говорит мастер-ювелир Александр Мирошников.
И демонстрирует «Цветок папоротника» - скульптуру, которую собственноручно изготовил из титана, золота и эмали. Титановые обломки вражеской ракеты стали основой этого удивительного изделия.
Высота скульптуры почти метр, как реальный размер знакомого всему папоротника. Вес «Цветка...» - примерно полтора килограмма, вместе с подставкой из виноградного агата общий вес составляет около 7 кг.
- Титан ведь легок, - объясняет Александр Мирошников. - Он в 4 раза крепче железа и вдвое легче. Не зря из него делают и ракеты, и бронежилеты. Честно скажу, что даже до войны пробовал работать с титаном. Мне нравится в этом материале его сложность. Титан тяжелый в обработке, шлифовке, полировке. Представьте: с этим материалом серьезно работают всего несколько мастеров-ювелиров в мире.
Но «Цветок папоротника» из титана впервые создал именно украинский мастер Мирошников. Ювелир подчеркивает, что другого «Цветка папоротника» не существует ни в иностранных музеях, ни в частных коллекциях, ни в каталогах…
- Все мы знаем легенду о цветке папоротника, но никто никогда его не видел, - рассказывает мастер. - Вот и решил я взяться за столь сложный проект. Откровенно скажу, что задумка была слишком смелая (смеется. – Авт.). Работал над «Цветком» три с половиной года. Обратите внимание на его серединку. Каждую тычинку я формировал вручную из горячей эмали, которую крепил на титан. Это вообще ноу-хау, такого никто в мире не делал, потому что у эмали и титана разный коэффициент теплового расширения (КТР). Эмаль будто отскакивает от титана. Но я смог это сделать. Нагревал эмаль до температуры почти 800 градусов по Цельсию, она напоминала раскаленную магму. Формировал тычинку и крепил к основанию.
- А на каком этапе покрывали скульптуру краской? – спрашиваю.
- На «Цветке папоротника» нет ни грамма краски, – смеется ювелир. - Титан, нагретый до высоких температур, сам раскрывает краски. Дает синий, розовый, фиолетовый цвета. И это было важно, потому что цветок папоротника, по легенде, ночной.
Есть что-то магическое в титановом «Цветке папоротника». Скульптура буквально вызывает восхищение, хочется любоваться ею, рассматривать малейшие детали, которые мастер создавал своими руками.
«Цветок папоротника» Александр Мирошников собственноручно изготовил из титана, золота, эмали. Фото: ФБ Oleksandr Miroshnikov
Работы Александра Мирошникова как раз и отличаются большим количеством мельчайших и точных деталей. Для этого мастера нет мелочей в создании скульптур.
- В основном работаю под микроскопом, - говорит Александр Васильевич. - Ибо детали часто имеют размер макового зернышка, а то и меньше. И их еще и нужно гравировать.
Более 35 лет Александр Мирошников создает скульптуры, в которых обычный камень сочетает с золотом, платиной, бриллиантами. Правда, сейчас мало работает с драгоценностями, говорит, не ко времени.
При этом по первому образованию Александр Васильевич – повар-кондитер 5-го разряда (окончил с красным дипломом). А диплома об окончании какого-то художественного вуза или факультета вообще нет.
– Так и пишите: я самоучка или самородок, – смеется. - Ведь к камнерезному и ювелирному искусству относятся более 15 различных профессий, и этому нужно учиться, овладеть высшим уровнем для того, чтобы технически воплотить задуманный проект. Век живи - век учись. Моя история такова. В молодые годы работал в Сибири с нефтяниками. Тогда я уже увлекался живописью. Именно в Сибири впервые увидел цветные камни, их красивую палитру. И мне было жаль, что такой красивый камень переводят на какие-нибудь банальные изделия, на пепельницы, подсвечники. Я уже представлял себе, насколько будет удачным использование такого камня в мозаиках, каких-то сложных работах. Понемногу я увлекся отделкой камня. Это увлечение «привлекло» новое: обработку металла. А учиться пытался, даже поступил заочно в один из вузов в Москве. И быстро разочаровался. Слишком примитивным был заочный уровень того обучения. Мне жаль было собственного времени, потому и бросил. В конце концов, многие известные художники не имели академического образования.
Каждую тычинку «Цветка папоротника» мастер формировал вручную из горячей эмали, которую крепил на титан. Фото: ФБ Oleksandr Miroshnikov
А еще Мирошникова часто называют галицким Фаберже. А как иначе, если еще 14 лет назад Международный Мемориальный фонд Карла Фаберже вручил Александру Мирошникову высшую награду – орден Фаберже. Кроме того, мастер является полным кавалером ордена Фаберже, а также заслуженным деятелем камнерезного искусства, заслуженным мастером народного творчества Украины.
- Когда наградили меня орденом Карла Фаберже, это как в спорте: наградили нас всех, потому что в моих изделиях всегда есть частицы вклада многих людей, друзей, меценатов, - уточняет мастер. - Я не обижаюсь, когда меня называют украинским Фаберже, но и не в восторге от этого. Объясню. На Фаберже, то есть его фирме, работали 600 мастеров. Они создавали изделия, а Фаберже ставил свою подпись. Это известный факт. Да, не отрицаю, Фаберже – это мировое имя, «раскрывшееся» в имперской России, но украинские черноземы тоже рождают множество талантливых мастеров. А какая у нас талантливая молодежь подрастает! Только надо принять Закон о меценатстве (есть уже проект), обеспечить будущим создателям нормальные условия для творчества и труда, чтобы наше художественное наследие было достойно представлено.
- Возможно, у вас тоже есть ученики? – спрашиваю.
- С ними на самом деле сложно, потому что молодежь часто хочет сразу видеть результат своей деятельности, как в бизнесе, - говорит мастер. - Но это искусство, и здесь, в основном, нужно работать и работать, а результат увидишь спустя очень продолжительное время. Это я объясняю и своим детям. Кстати, с дочерью и сыном есть определенные планы на творчество, лет так на 200 вперед (смеется. – Авт.). А вообще-то я не бизнесмен и не ремесленник. Я художник.
Многие работы Мирошникова или, как его называют друзья, Миро, разъехались по государственным музеям и частным коллекциям США, Италии, Испании, Эстонии, Польши, ОАЭ.
Сейчас в работе мастера сразу несколько проектов. Художник готовится к собственной персональной выставке, возможно, за полгода-год. А еще говорит, что есть немало идей, в которых хочет использовать украинский янтарь. Подчеркивает, что это будет несколько необычно для «солнечного камня».
Именно полуторакилограммовый «камешек» украинского янтаря стал основой для работы Александра Мирошникова «Правдивая ложь». На большом куске "сыра пармезан" (янтарь) находятся два существа: мышь и крыса (изготовленные из серебра). И о чем-то упорно спорят. А рядом лежит книга «История» (изготовленная из золота, серебра, титана).
- В этой работе каждый видит свое, – говорит Александр Мирошников. - Через животных (зооморфизм) можно показать человеческий характер. Там можно увидеть и наших горе-соседей, и фальшивых политиков, приятелей… и кого угодно! Книга "История" тоже здесь не для красоты. Это напоминание о том, что историю часто переписывают.
- К сожалению, история повторяется, и вот уже наши люди едут за границу в поисках мира и лучшей жизни. Так, как когда-то уезжали наши предки. Задумывались ли вы над эмиграцией?
- У меня была возможность уехать в США, Эстонию, Польшу, но не сделал этого и не планирую, - отвечает Миро. -Я родился на Львовщине в прикарпатском Николаеве, из которого видны наши Карпаты. Здесь мои родные, друзья, родители здесь похоронены. Другие страны в моем видении - это чужбина, хоть и красивая. Там для меня нет вдохновения и энергетики, которые есть здесь, в Украине. За границу можно поехать в отпуск (хотя и у нас есть множество прекрасных мест), на выставку. Но жить и творить хочу на родной земле.
Полуторакилограммовый «камешек» украинского янтаря стал основой для работы Александра Мирошникова «Правдивая ложь». Фото: ФБ Oleksandr Miroshnikov
 
            
             
            
            