21 декабря
Загрузить еще

Закон о наставничестве: кто и на каких условиях может стать наставником для ребенка

Закон о наставничестве: кто и на каких условиях может стать наставником для ребенка
Фото: pexels.com (иллюстративный)

Верховная Рада приняла новый закон – о наставничестве. Он посвящен детям и молодым людям, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах и остро нуждаются в поддержке со стороны более сильного и мудрого человека. Какова роль наставника, кто на него может рассчитывать и кто стать - в обзоре сайта Коротко про.

Учить отличать добро от зла

Институция наставничества для Украины не нова. Такая форма социальной поддержки в 2016 году была вписана в Закон «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки». Отличие нынешнего закона в том, что он расширяет круг лиц, получивших доступ к наставничеству, и более тщательно регулирует его основы.

Наставничество может быть индивидуальным или корпоративным. Оно рассматривается как социальная услуга и определяется как «добровольная деятельность физических лиц, субъектов хозяйствования, общественных объединений, благотворительных организаций, направленная на развитие личностного потенциала лица, в отношении которого может осуществляться наставничество, с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей, осуществляемых на регулярной и безвозмездной основе».

Проще говоря, у ребенка, нуждающегося в поддержке, появляется старший друг или круг друзей, которые помогают ему учиться, отличать добро от зла, развиваться духовно и физически, раскрывать свои таланты, строить правильные планы на будущее, выбирать профессиональный путь. И все это – под контролем государственных социальных служб.

В пояснительной записке инициаторы закона подчеркнули, что ожидаемым следствием принятия является социальная интеграция уязвимых лиц, снижение уровня девиантного поведения и маргинализации, уменьшение социального сиротства и нагрузки на государство по расходам на социальное содержание, реинтеграцию и социальную адаптацию.

Кто может получить наставника

Как рассказала заместитель председателя Комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики Евгения Кравчук, в окончательной редакции законопроекта получателями услуги прописаны дети, которым уже исполнилось 10 лет и при этом они:

  • дети-сироты,
  • лишены родительской опеки,
  • имеют родителей, но находятся в учреждениях разного типа,
  • находятся в сложных жизненных обстоятельствах,
  • пострадали в результате военных действий,
  • были депортированы.

Наставничество предусмотрено и для двух категорий взрослых. Это могут быть:

  • выпускники интернатных заведений до 23 лет,
  • одинокая мама или папа, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах.

Справка от наркодиспансера и специальные курсы

Основные требования для потенциального наставника - гражданство Украины, возраст не моложе 21 года, отсутствие судимости, психических расстройств и вредных зависимостей. Три последние позиции, разумеется, нужно будет подтверждать справками.

Чтобы стать кандидатом в друзья ребенка, следует подать заявление и пакет документов в организацию наставничества. Это может быть центр предоставления социальных услуг, служба по делам детей или уполномоченная государством общественная организация. Решение принимается в течение 30 дней. Если оно положительное, претендента на наставничество направляют на специальные курсы, по окончании которых должно быть заключение о пригодности.

Как будет происходить знакомство с ребенком, в законе не прописано, но Кабинет министров уполномочен разработать подзаконные акты, где будет больше детализации.

Из существенных моментов известно, что свои обязательства наставник должен скрепить договором с ребенком, ответственными за ребенка лицами или его родителями. Разорвать договор можно как по общему согласию, так и по желанию одной из сторон.

Законом также предусмотрено, что один наставник может заботиться о двух и более лицах, если будет иметь для этого время и силы, чтобы обеспечить каждому ребенку одинаково внимания и индивидуальный подход.

- Есть много тревог и много предосторожностей относительно введения этого закона, - прокомментировала эксперт по правам ребенка Людмила Волынец. – Во-первых, он сложен в применении, а во-вторых, слишком часто Нацсоцслужба считает, что закон должен работать сам по себе, без ее упорного сопровождения. А так не бывает, так работают только законы о выплатах. Законы о социальных практиках, услугах и добровольных видах деятельности в интересах детей вводить трудно. Если и в этот раз Нацсоцслужба передоверит организацию наставничества кому-то другому, а оставит себе лишь удушающий контроль, перспективы не очень обнадеживающие. И все же будем надеяться на эффективность.

Основные задачи наставничества:

  1. содействие личностному развитию и самореализации;
  2. содействие развитию профессиональных навыков;
  3. поддержка в образовательном процессе, развитии навыков самообразования и профессиональной ориентации;
  4. содействие формированию ключевых жизненных компетентностей;
  5. содействие формированию ответственности и способности к самостоятельной жизни;
  6. содействие профессиональному становлению, трудоустройству или предпринимательской деятельности;
  7. содействие предупреждению рискованного поведения;
  8. содействие развитию безопасного и здорового образа жизни;
  9. содействие развитию родительских компетенций;
  10. содействие социальной адаптации и интеграции в общество.