«К ДЕТЯМ НЕТ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ, КАЖДЫЙ ИЗ НИХ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
Светлана: - Какие требования к ребенку, который идет в первый класс, что он должен знать?
- В первый класс предполагается физическая готовность, мотивационная готовность, кругозор, готовность в сфере культурных и трудовых норм. Умение и навыки самообслуживания, правильного поведения с учетом этических норм поведения в обществе.
Вопросы, ответы на которые ребенок должен знать:
- не только знать цифры и буквы, но также и уметь сопоставлять звуки;
- читать слова, из нескольких слогов;
- знать геометрические фигуры и сравнивать формы;
- считать минимум до 10, решать простейшие примеры, различать цвета, передавать свои впечатления, строить предложения, рассказывать о том, что с ним произошло и что он видит на картинке;
- складывать простые паззлы, ориентироваться в пространстве и понимать причинно-следственную связь, читать наизусть короткие стихи;
- раскрашивать, штриховать, стараясь придерживаться контура.
Но это не абсолютные, а приблизительные требования, потому что ребенок в 6 лет не имеет каких-то четких критериев подготовки.
Но родители должны обратить внимание, может ли ребенок, который собирается в первый класс выполнять следующие действия.
Внимание:
1. Активно заниматься одним делом в течение 10-15 минут;
2. Выделять в группе предметов одинаковые;
3. Находить 5-6 отличий между предметами;
4. Самостоятельно выполнять задания по образцу.
Память:
1. Запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или слов;
2. Владеть простым методом запоминания – повторением;
3. Воспроизводить по памяти содержание сюжетной картинки;
4. Рассказывать о событиях своей жизни;
5. Включать свою память в соответствии с установками взрослого.
Мышление:
1. Решать простые логически задачи;
2. Классифицировать предметы, объединяя их в группы по признакам;
3. Располагать в последовательный ряд до 8 разных предметов по величине;
4. Подбирать подходящие друг к другу предметы, связанные по смыслу;
5. Описывать последовательность тех или иных событий.
Мелкая моторика рук:
1. Владеть начальными навыками работы карандашом или кистью;
2. Уметь раскрашивать рисунки, выполняя штрихи в одном направлении;
3. Изображать графически несколько предметов;
4. Уметь копировать простейший рисунок.
Еще раз хочу подчеркнуть, что это относительные требование. Каждый ребенок - огромная индивидуальность.
Наталья: - Как помочь ребенку найти общий язык в коллективе?
- Общий язык в коллективе он должен найти сам. И это длительный процесс, который начинается с рождения.
Анна: - Какие канцелярские принадлежности вы бы посоветовали купить первоклашке? каким должен быть пенал, карандаши, ручки? Не отвлекают ли детей яркие обложки на тетрадках?
- Тетрадки, я бы посоветовала, покупать такие, где есть место, чтобы ее подписать (6-7 строчек для подписи тетради). Яркие обложки отвлекают, но не настолько, чтобы отказать ребенку в радости приобрести такую тетрадь.
Вы должны спросить у своей учительницы, что необходимо иметь ребенку при себе, и вместе с ним, считаясь с его мнением, покупать по перечню, все о чем она скажет на собрании.
Я вам очень советую подписать каждый предмет, который вы несете в школу. И резинку, и ручку, и пенал. Потому что вещи одинаковые, а дети их не изучают и не узнают.
«ДОВЕРЯЙТЕ ШКОЛЕ!»
Ксения: - Что делать, если ребенку тяжело высидеть на уроке? Он начинает крутиться на стуле, отвлекать одноклассников…
- Такому ребенку нужно больше любви, чем всем остальным детям. Необходимо постоянно находить возможность хвалить его, и делать это нужно при всех. Таким детям нужна не просто любовь, а гиперлюбовь. И постараться записать его в спортивную секцию.
Валерий: - Хотим записать ребенка в музыкальную школу и на танцы. Но боимся перезагрузить его. Как быть?
- Не бойтесь. Я даже рекомендую не бояться с первой же минуты учебы в школе отдавать детей на любые секции. Вы выбрали правильное направление на развитие внимания и на укрепление здоровья. Не бойтесь, дети, которые сразу же посещают секции более организованные и больше успевают. Я не советую ждать, пока ребенок адаптируется к школе.
Оксана: - Можно ли оставлять ребенка одного дома до вечера после занятий или лучше определить его на продленку? Не будет ли ему слишком тяжело находиться с утра до вечера в школе?
- Это риторический вопрос. Вы лучше знаете своего ребенка. Но если у вас есть выбор, то лучше его забирать домой.
Андрей: - Если ребенок немало знает, но на уроке, чтоб не выделяться, молчит и не поднимает руку, как объяснить ему, что не нужно стесняться этого делать?
- Все это зависит от психики и темперамента. Предстоит долгая и кропотливая робота по вовлечению ребенка во внеклассную и общественную жизнь. Такому ребенку нужно давать поручения и искать индивидуальный подход.
Ирина Васильевна: - Опасаюсь, что в классе за партами будут сидеть ребятишки с различным уровнем подготовки. В результате одним из них будет скучно, а другим невмоготу. Дифференциация по отношению к детям, звучит достаточно жестко, но, возможно, я не одна, кто задумывается над этим вопросом?
- Мне трудно из вопроса понять суть, но я считаю, что ваш ребенок подготовлен к школе достаточно хорошо, и вы волнуетесь, что ему будет скучно.
Если вы считаете, что он сильнее готов к школе, чем другие дети, попробуйте его сразу отдать во второй класс. Но только в том случае, если к этому он готов психологически.
Тарас: - Я боюсь, что к моему ребенку могут относиться предвзято. Что делать, если он не попадет в число любимчиков?
- Не думайте об этом, и не стремитесь найти для своего ребенка место под солнцем. Работайте, уважайте других, и тогда ни о какой предвзятости вам не нужно будет волноваться.
На примерах из собственной жизни показывайте детям образцы выполнения обязанностей перед обществом и семьей. Посещайте родительские собрания. Приучайте ребенка к аккуратности. Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка в школе. Радуйтесь успехам ребенка, помогайте ему, но помните, что помощь и контроль не должны быть морализаторскими. Поддерживайте интерес ребенка к учебе. Содействуйте тому, чтобы ребенок принимал участие в школьных классных мероприятиях. Старайтесь выслушать ребенка до конца. Поделитесь своими впечатлениями. Организовывайте досуг ребенка (кино, театр, выставки, слушанье музыки, чтение художественной литературе, интерес к технике, рисованию, физкультуре). Приучайте ребенка к труду. Доверяйте школе, потому что только вместе со школой вы сможете достичь желаемых результатов в воспитании. Советуйтесь с учителем, поддерживайте его авторитет.
Замечания по работе учителя высказывайте в школе, не делайте этого в присутствии детей.
Татьяна: - Каких проблем нам ожидать, если ребенок за весь период посещения детского сада ни с кем не смог подружиться, просидел фактически все время в углу на стульчике, боялся повышенного голоса воспитателей, «тихого часа», детсадовского меню, хотя с близкими людьми достаточно умен, талантлив, открыт, читает и рассказывает сказки с 2-х лет, прекрасно поет? Разговоры о школе вызывают слезливое настроение. Насколько сильно на ребенке отражается тот факт, что у него пьющий отец, устраивающий иногда пьяные дебоши?
- По поводу пьяного отца... У ребенка, который растет в такой среде, развиваются комплексы, неуверенность в себе. В будущем он может повторить поведение отца.
Что же касается сидения на стульчике, то это зависит от темперамента. Вот такой у вас ребенок, ему не интересно себя показывать. Тут нужен индивидуальный подход учителя. Его нужно вытянуть на общение, показывать, что вы его любите. Это не проблема, главное, что он у вас талантлив, открыт. А вовлекать его нужно обязательно, но это длительный процесс. Однако после того, как он включиться, вы его не узнаете.
По данному вопросы советую прочитать информацию о типах темпераментов с рекомендациями, как относится к ребенку с таким типом темперамента.
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ – СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ»
Сергей: - Мой сын переходит во второй класс и в нашей школе (обычной средней) для малышей придумали экспериментальную программу по математике. Если честно, то разобраться с этой математикой и я не всегда могу. Что нужно сделать родителям, чтобы эту программу отменили?
- Существует государственный стандарт, и я не слышала о таких экспериментах. Поинтересуйтесь у директора Вашей школы об этом эксперименте подробнее и вместе с ним подумайте, как выйти из положения.
Катерина: - Правда, ли что 1 класс решающий, и как ребенок начнет учиться в первом, так и будет до конца школы?
- Неправда. Потому что это зависит от многих факторов: здоровье, среда, семья.
Руслан: - Как понять нынешнюю 12-бальную систему? Что является пятеркой, а что двойкой? Слышал, что 12 в школах почти не ставят…
- Если Ваш ребенок получает 10, 11, 12 - он отличник, а если 1, 2, 3 – тогда он двоечник.
Инна: - Отправляю ребенка в первый класс, вчера была на родительском собрании – послушала, как учительница рассказала об учебном процессе и поняла, что по опыту прошлых лет, она знает, что большинство детей не готовы толком к школе и учить их придется с нуля. Не будет ли моему ребенку скучно в 1ом классе, если она бегло читает, неплохо пишет прописные буквы, решает примеры на сложение и вычитание до ста и т.д.?
- Если у ребенка нет психологических проблем, переводите его сразу во второй класс.
Юля: - Сына моей приятельницы травит одноклассник. Отпускает дурацкие шутки, пинается. Сын не хочет, чтобы родители говорили с учителем, не хочет выглядеть ябедой. Как прижать к ногтю хулигана и не подставить ребенка?
- Это очень серьезный, глубокий и трудный вопрос. Тут нужно разобраться в первопричинах этого конфликта. Обязательно пойти к учительнице тогда, когда ребенок этого не увидит. Обязательно обсудить с учительницей эту ситуацию и на корню пресекать подобное отношение. Но, ни в коем случае, не устраивать разборок с маленькими детьми. Категорически нельзя, потому что часто в конфликтах виноваты обе стороны.
Марина: - На всех учеников нашего класса (дочь переходит в третий класс) постоянно кричит учительница. Девочка, и не она одна, даже плакала несколько раз. И послушать ее, так у нас у всех не дети, а преступники малолетние. Что посоветуете сделать?
-Перейдите к другому учителю или найти в своем учителе положительные черты.
Жанна: - Учитель собирает деньги на мебельную стенку для класса, по 120 грн. с ребенка. Мы сдали, конечно, но нельзя ли финансировать из других источников? Действительно в школе нет на это средств?
- Школа не может собирать деньги на мебельную стенку - это делают родители, если они имеют такое желание.
Тамара Рубеновна: - С ужасом узнали, что на уроках физкультуры моя шестилетняя внучка Даша форму натягивает прямо на колготки!!! Я уверена, что она не одна такая. Учителя не следят за этим. Пусть бы сами вспотели, а после в этой же одежде досиживали еще пару уроков!
- Я вам советую не относится агрессивно к учителю физкультуры, а прийти перед уроком и помочь своей и другим девочкам переодеться. Учитель не может проследить за всеми детками - это очень трудно. Кроме того, предупредите учительницу, что ваша девочка не умеет переодеваться.
Глеб: - Мой сын не умеет читать. Кто его должен научить по закону? Родители или все таки школа?
- В школу детей принимают с шести лет, даже тех, которые не умеют читать. И это обучение будет совместной работой школы и родителей. Но сейчас, как правило, все родители до 6-ти лет научили своих детей читать или хотя бы понимать буквы.
Марианна: - Каким будет отопительный сезон 2009-2010 года пока никто точно сказать не может. В связи с кризисом, подозреваю, что в школьных аудиториях будет прохладно. В нашей школе, говорят, несмотря на низкие температуры, детей заставляют переобуваться в «сменку» и теплые вещи надевать только под форму. Можно ли директорам в их инструкциях дописать, что есть еще здравый смысл и детки мерзнуть не должны?
- Это риторический вопрос. И говорит он о том, что человек, который его задал, относится с недоверием не только к школе. Ребенка не могут заставить снять обувь, если ему холодно - это аксиома. Проблему строят сами родители, но ведь всегда можно договориться. Кроме того, позаботьтесь о том, чтобы в классе был масляный обогреватель.