22 ноября
Загрузить еще

Александр Ройтбурд: "В Америке пришлось выстаивать очередь за свободой"

Александр Ройтбурд:
Фото: Желания быть звездой у меня нет. Фото Роман Шупенко.
В Харькове открылась выставка художника Александра Ройтбурда. Его картина "Прощай, Караваджо" в 2009 году была продана по рекордной стоимости, для современных украинских художников. На данной выставке представлены фрагменты из трех проектов, но мастер неохото соглашается рассказывать о своих работах.
 
- Мне сложно говорить о картинах, для меня природнее их писать. Представьте, что Вы говорите с многодетной матерью, скажем, у которой пятеро детей. Разве сможет она ответить, кого она любит сильнее или больше? Безусловно, к некоторыем своим работам, относишься по особому, но те, которые выставлены обладают характером, темпераментом. У меня лично к этим картинам есть претензии, с точки зрения художественной составляющей, но это, можно сказать, конфиденциальная информация. Я смотрю на свои работы строже, чем самый придирчивый зритель.
 
- Скажите, что Вас может растрогать, разозлить или произвести наисильнейшее впечатление?
 
- Знаете, я не стремлюсь быть самым актуальным и не гонюсь за тем, чтоб быть в течении мейнстрима. Разозлить меня вряд ли что-то может, я человек, повидавший достаточно в жизни, скорее, с годами приходит некая олимпийская созерцательность.
 
 
- На ваш взгляд, существует ли алгоритм состоявшегося произведения или же всегда имеет место чистая импровизация.
 
- Чистой импровизации, на мой взгляд, не бывает, у меня, по крайней мере. Скорее, у меня это всегда работа интеллекта, которая завешается моментом озарения. Произведение создается на стыке разума и того, что выходит за пределы рационального. Я работаю в том сегменте искусства, где страсть имеет принципиальное значение, без нее никак.
 
- Насколько для вас важен вопрос известности и славы, мешает ли это Вам или же наоборот, стимулирует к новым свершениям?
 
- Очень было важно лет в 18. Я думал, что девушки будут больше любить. Потом это было важно лет в 25, когда родители мои очень хотели, чтоб я ходил на работу. Я же убеждал их в том, что не буду этого делать, что хочу заниматься искусством. Сегодня меня это интересует меньше, но я понимаю, что в ту эпоху, в которой мы живем, позиция отшельника не оправдана, высказывание художника должно быть прочтено. Но желания быть звездой у меня нет. Скажем так, я никогда не ищу пиара, но при этом редко от него отказываюсь.
 
- Согласны ли вы с тем, что художник всегда должен быть голодным или же, на ваш взгляд, это ханжество?
 
- Безусловно, это ханжество! Ну, скажите, зачем художнику быть голодным? Пусть весь мир будет голодным, если ему это нужно. Я гедонист, я люблю вкусную еду, вкусные напитки. При этом я не приемлю роскоши. Мне не нужна машина или часы, которые бы показывали, насколько я успешен, это мне не интересно. Но опять-таки, я адекватно отношусь к деньгам и понимаю, что они необходимы для нормальной жизни. Моя профессия такова, что бывают моменты, когда начинаешь себе в чем-то отказывать. В такие моменты обычно наступает некая депрессия и мне хуже работается. Сама мысль о том, что у меня мало денег сковывает, но повторю, что не люблю роскоши.
 
- Расскажите о том месте, где вы пишите картины. 
 
- Я люблю работать там, где живу и когда включаюсь в рабочий режим, то сколько могу находится у холста – пишу. Это даже не вдохновение, не люблю это слово. Если я чувствую, что пребываю в нужном тонусе, для эффективной работы -всегда работаю, если чувствую, что смогу энергетически выдержать диалог с холстом – пишу.
 
 
- Если бы Вас попросили написать любовь, какими бы красками Вы написали её?
 
- Я всю жизнь пишу любовь. Если мы говорим о любви, которой занимаются люди - это вопрос о том, как написать тело. Если речь идет о метафизической составляющей, то об этом можно говорить вечно.
 
- Какая Ваша любимая картина и кого из художников Вы считаете исключительным?
 
- У меня нет любимой картины. И никого из художников я не считаю исключительным. Я люблю целые пласты искусства, мне нравятся работы признанных гениев и произведения малоизвестных творцов. Скорее, мне важны новые переживания, новые впечатления. И при этом совсем не важно, каков источник.
 
- Наверняка у Вас была и есть возможность жить за границей? Не пускают корни, привычки или же есть другие причины? 
 
- Ну почему же, я иммигрировал, несколько лет жил в Америке, в Нью-Йорке. Не могу сказать, что как-то неудачно, все было нормально. Просто я понял, что для того уровня свободы, к которому я привык, нужно простоять в очереди лет десять. Я тогда понял, что это не для меня, к тому же, в Киеве на тот момент мне предложили работу. Я выбрал Киев. В Америке нужно уметь себя продавать, это достаточно унизительно. К тому же, там, на некоторых этажах художественной иерархии действует определенная система табуирования. В творчестве нужно было избегать секса, избегать политики. Могу сказать, что именно эти темы и являются, на определенных уровня творчества, наиболее актуальными, а если ты хочешь стартовать, то тебе дадут довольно не двузначно понять, что лучше не влезать пока в эти темы. Это несколько сковывало и мешало мне. Но все это недолго продолжалось, так как я уехал.
 
 
- Известно, что ваша картина "Прощай, Караваджо" в 2009 году в Лондоне была продана за 97 000$. Скажите, Вам как мастеру безразлична судьба Вашего творения?
 
- Я хочу Вас расстроить, я расстался с этой картиной задолго до этого и, к сожалению, не за такую крупную сумму. Теоретически, мне полагается авторский гонорар от суммы продажы в размере 2% но пока со мной никто не связывался и не пытался выплатить полагающиеся по закону деньги.