24 ноября
Загрузить еще

Хостел на костях

Хостел на костях
Фото: В большой Максимилиановской башне в годы войны были камеры смертников. Фото автора.

Лучше концертный зал, чем пустырь?

В годы Второй мировой войны на территории современного историко-культурного ландшафтного комплекса "Цитадель" замучили до 200 тысяч военнопленных антигитлеровской коалиции, потом своих заключенных на этой территории пытал НКВД. Однако вполне возможно, что уже совсем скоро на костях убитых будут ночевать туристы. На утверждении в исполнительных органах горсовета находится проект постановления о реконструкции концлагерной кухни на Цитадели под хостел.

Вопрос о Цитадели в мэрии поднимают не впервые. Еще в конце 2009-го здесь собирались построить развлекательный и концертный комплекс. По словам главного архитектора Львова Юрия Криворучко, его должны были построить на участке, где сегодня находятся гаражи и хаотические послевоенные застройки.

– Цитадель сегодня находится в очень запущенном состоянии. Ее однозначно надо упорядочивать, чтобы сделать более привлекательной для туристов. Да и пустырь в центре города – это просто позор, – считает Юрий Криворучко.

Намерения чиновников довольно спорные. Ведь в них чувствуется коммерческий подтекст. В конце концов, таких мотивов не скрывает и сам пан Криворучко:

 – Строительство гостиницы на Цитадели уже показало, что это очень хороший способ реставрации оборонной башни.

Професор Валерий Петлин: – Я чувствую, что здесь под землей кто-то есть. Фото автора.

Однако под термином "рационально использовать" пан Криворучко подразумевает исключительно – застроить. Причем обязательно развлекательными заведениями. А то, что на Цитадели захоронены тысячи военнопленных, это, по словам Юрия Криворучко, еще надо доказать.

"Строить здесь рестораны, по меньшей мере, неэтично"

Категорически не согласен со львовскими чиновниками руководитель областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры Андрей Салюк. По его словам, исполнительные органы своим решением хотят доказать, что на территории Цитадели нет захоронений, а значит – признать целесообразной ее застройку развлекательными заведениями и дать разрешение на строительство.

– Необходимо провести все исследования на Цитадели, но отнюдь не для того, чтобы доказать, что захоронений там нет и разрешить строить, – говорит Андрей Салюк. – Мое отношение к этому категорически отрицательное. А что касается памяткоохранной деятельности, то памятником является вся территория Цитадели, а не отдельная башня или казарма. Более того, Цитадель внесена в реестр местных памятников. Соответственно, вмешиваться в этот ансамбль так, как предлагает нам главный архитектор города, категорически запрещено и законодательством Украины, и международными нормами.

Полностью согласен с Андреем Салюком и директор Национального мемориал-музея жертв оккупационных режимов "Тюрьма на Лонцкого" Руслан Забилый. По его мнению, строить бары и рестораны на Цитадели, по меньшей мере, неэтично. Даже если они и не будут находиться прямо "на костях".

По словам Руслана Забилого, львовская Цитадель является уникальным памятником, потому что это – единственное в Европе оборонное сооружение такого характера, которое сохранилось целостно до наших дней. И вполне целесообразно было бы превратить эти постройки в туристический центр, связанный с музейной деятельностью.

Справка "КП"

В течение 1852-1854 годов были построены главный корпус казарм, две квадратных башни, четыре башни Максимилиана (две больших диаметром 36 метров к северу от казарм, и две меньших с внутренним диаметром 18 метров). Подступы к Цитадели были укреплены тремя системами траншей на расстоянии 1,3 км от центра Цитадели.

Во время Первой мировой и Второй мировой войн укрепления в боевых действиях не использовались. Здесь располагались казармы австро-венгерских (до 1914-го, позже в 1915-1918 г.г.), затем русских (1914-1915 г.г.), польских (1918-1939 г.г.), советских войск (после 1944-го). Сохранившиеся укрепления Цитадели состоят из трехэтажного здания казарм (расположенного на оси восток-запад) и шести башен.

Из первых уст

На территории крепости до сих пор находят капсулы с надписью "чума"

В советские времена на территории Цитадели вообще запрещали проводить любые раскопки. Очевидно, уже тогда руководство города и страны боялось того, что там можно найти. О некоторых ужасающих фактах из истории Цитадели "КП" рассказал Валерий Петлин, профессор, доктор географических наук, который уже много лет активно изучает историю Цитадели военного периода.

– Вот, чувствуете? – спрашивает меня Валерий Николаевич, когда мы проходили мимо главного входа в банк на Цитадели. – Я уже иду по этой тропинке и чувствую, что там, под землей, кто-то есть.

Потом таких мест, где под землей есть захоронения, в ходе нашего разговора Валерий Петлин указал еще несколько.

– Специалисты по биолокации Западного центра этиологии предварительным зондированием определили на территории Цитадели 11 мест массового захоронения людей. Больше всего – возле хранилища научной библиотеки имени В. Стефаныка, а также рядом с современной фешенебельной гостиницей. Это были массовые захоронения траншейного типа. Также есть свидетельства того, что захоронения могут быть и в южной части Цитадели, где сейчас автостоянка, на выходе к улице Витовского. Именно на том месте в годы Второй мировой войны у немецких оккупантов было стрельбище. Они тренировались стрелять не по мишеням, а по живым людям.

И еще. Несколько лет назад прокладывали электрокабель к банку. На глубине не больше метра рабочие наткнулись на большую кучу костей. Однако за ночь их убрали. Очевидцы говорят, что складывали в обычные мусорные мешки и вывозили.

Да и каждый, кто живет поблизости и гуляет на Цитадели с собакой, расскажет, как часто животные находят в земле человеческие кости.

В казармах крепости, где сегодня банк и несколько фирм, в годы войны находилась администрация концлагеря. А в башнях – камеры для заключенных. Кстати, по словам Валерия Петлина, в некоторых из них до сих пор сохранились надписи, сделанные заключенными.

– На стене одной из башен написано метровыми буквами: "Трупы не забирать", – рассказывает профессор. – А о чем это говорит? О том, что была очень большая опасность распространения болезней. Ведь здесь был колоссальный "питомник" болезней. Уже известно, что пленные болели и тифом, и чумой. А эти инфекции сохраняются не год и не два, а сотни лет. Кстати, до сих пор в разных местах Цитадели под землей и в подвалах башен находят капсулы с надписью "Чума".

Валерий Петлин рассказал, что сам видел эти капсулы. Они небольшие, всего несколько сантиметров в высоту, стеклянные, и на вид – пустые. Однако же почему-то на них есть эта надпись? И, как говорится, береженого Бог бережет.