Загрузить еще

На вернисаж приходят за булавами и герданами

На вернисаж приходят за булавами и герданами

Галина ГУПАЛО

Тут налаживается внешняя политика

Чего здесь только нет! И роскошные сорочки­вышиванки, ручной работы ажурные и легкие, как паутинка, скатерти, «лижныки» и тканые рушники, узорчатые герданы и картины из кожи, а уж бус, фигурок из глины, дерева, гаварецкой керамики, посуды старинной – и не перечесть. А какие здесь гуцульские «тарели», люльки и гетманские булавы, огромные деревянные ложки с казацкими головами вместо ручек, да мало ли чудес на этом рынке, который так любят посещать львовяне и в будни, и в праздники.

Кого здесь только не встретишь – русских и англичан, канадцев и немцев, а уж о поляках и говорить нечего, они здесь такие же привычные гости, как и местные жители. Переполнены восторгом от львовского вернисажа донецкие и полтавские гости, крымские и черниговские ­ всех их поражает богатая и сочная палитра гуцульских пейзажей на картинах! А уж скольких VIPов видели на вернисаже во время «сувенирного шопинга», продавцы­мастера даже подсчитать не могут. 

«Сорочку мати вишила мені»

Пройти мимо украинских вышиванок ­ не получается ни у кого. Местные мастерицы знают свое ремесло досконально и оно восхищает каждого. Это очень кропотливый и нелегкий труд и, чтобы так мастерски выполнять его, как это умеют здесь, надо по­настоящему любить свою работу.

Пани Катерина вышивает с юных лет. Салфетки, рушники и рубашки – предмет ее гордости. Она не устает вышивать даже на вернисаже.

­- Сколько же времени уходит у вас на салфетку?

­- Так ведь, пани, это от салфетки зависит, от сложности узора. Иногда добрых два дня надо корпеть. А иногда и три. Работа больно уж скрупулезная. Но людям нравится, покупают, вот я и стараюсь. Хоть копейку какую­то зарабатываю. Да и им радость на долгие годы.

Недалеко от пани Катерины разместила свои работы из бисера ­ герданы, как их называют в Галичине – мастер Надежда Кириллова. У нее и на самом деле – настоящие произведения искусства. Кстати научила ее плести герданы известная львовская мастерица Наталья Яртысь.

И матрешки тоже есть

Следующая, довольно неожиданная для львовского вернисажа находка, – деревянные матрешки. Интересуюсь у продавца пани Леси, неужели сейчас такие вот куклы имеют спрос?

­- А почему нет? Особенно они нравятся туристам и детям. У нас же не простые матрешки, есть целые казацкие семьи. Вот, например, казак, казачка и их трое деток. Где еще вы такое увидите?

­- А кто же покупает гетманские булавы?

­- А кто же на Украине не хочет быть гетманом? На дни рождения покупают своим начальникам, сыновьям, да и кому нравится. Цена разная – от 5 до 200 гривен. Если инкрустации много из бисера и меди, понятное дело, булава и стоить будет больше. Так что если есть человек, мечтающий в одночасье стать гетманом – подходите, поможем!

«Лижныки» везут из Косова

На большой веревке недалеко от пани Леси вывесила свой товар пани Евдокия из Косова. «Лижныки» и тканые рушники, «верета» (покрывала), ажурные салфетки и скатерти так и притягивали взгляд характерным гуцульским узором, добротностью и красотой.

Чтобы все это сделать, приходится хорошо потрудиться. Вот хотя бы «лижнык» (шерстяное гуцульское одеяло из овечьей шерсти). Да для того, чтобы его сделать, сначала овцу нужно постричь, шерсть ее выстирать да высушить, вычесать, а потом уже ткать. И сколько же стоит это чудесное одеяло – есть по 220 и 320 гривен, а есть и за 500. Смотря, какого качества оно. Гости из России взяли бабу Евдокию в оборот и заинтересованно подбирали одеяло с непонятным для них названием.

На центральной аллее, как и всегда, экспонировали свои работы местные художники. Что ж, как говорится, у каждого свой интерес на этом художественном пятачке. Но роднит всех «творческих» пришельцев одно – отдохнуть здесь душой, пообщаться с друзьями и знакомыми и уйти отсюда с хорошим настроением.

Фото автора. 

За и против

Имеют ли творческие работы на вернисаже какую­то художественную ценность или это в основном ширпотреб, мы поинтересовались у именитых культурных деятелей:

«За»

Михаил Демцьо, художник, заслуженный деятель искусств:

­- Безусловно, то, что продается на львовском вернисаже, это – ширпотреб. Но среди многих работ можно обнаружить и очень интересные находки. Особенно, если это молодые начинающие художники, у которых есть призвание и талант к этому делу. Чего греха таить, многие из нас начинали с вернисажа. Иногда к этому вынуждали финансовые или другие жизненные обстоятельства.

Но такое место должно быть в городе обязательно. Ведь есть же такие рынки в Европе ­ скажем, в Берлине, Париже и других городах. Чем же мы хуже? Там, правда, больше китайцев, а у нас все свои, да и работы наши интереснее!

«Против»

Юрий Кох, художник, участник 180 выставок в 30 странах мира:

­- Ну что вы, настоящий художник не может «начаться» с вернисажа. Он не может там даже зародиться, ведь таким образом ни нормального уровня, ни развития не достичь!

Конечно же, те люди, которые там работают, заслуживают уважения и над ними не надо смеяться. Более того, если походить и поискать, там иногда можно найти уникальные и интересные ювелирные изделия, красивые поделки и т.д. Но говорить о каком­то художественном уровне картин – несерьезно. Ведь на этом рынке есть такие люди, которые могут делать 2­3 сюжета всю жизнь. Какое уж тут искусство? Но все в этом мире имеет право на существование и львовский вернисаж тоже.