Загрузить еще

Чтобы похоронить всех погибших во время мировых войн, понадобятся сотни лет

Чтобы похоронить всех погибших во время мировых войн, понадобятся сотни лет
Фото: Поисковики Общества уверены, что делают хорошее дело в память о наших дедах.

Расстраивает бумажная волокита и "черные археологи"

Двадцатое столетие осталось в прошлом, однако в памяти сохранились события двух страшных войн того времени. Чтобы упокоить души солдат, восемь лет назад львовские энтузиасты основали Общество поиска жертв войны "Память". Его основатель и руководитель Любомир Горбач уверен, что поиск и перезахоронения останков воинов необходим, так как война будет продолжаться, пока в земле находится хоть один непохороненныйпо обычаюсолдат.

- И Первая и Вторая мировые войны будут длиться еще очень долго, - с грустью в голосе говорит Любомир Богданович. – Более восьми лет наша группа занимается поиском и перезахоронением останков солдат. За это время в Западном регионе Украины, где в основном работаем, мы нашли 800 солдат, которых похоронили по-христиански. А еще в земле лежат сотни тысяч. И чтобы похоронить всех погибших во время мировых войн, понадобятся сотни лет.

С каждым годом поисковики Общества, которых на Западной Украине десять, сталкиваются с проблемой: местные жители просто забывают страницы своей истории.

- Приходится и в архивах сидеть, и в документах копаться, - продолжает Любомир Горбач. – В первую очередь мы информируем местное население о деятельности Общества. К слову, к нам не раз писали письма дети и внуки тех бабушек и дедушек, которые были свидетелями страшных событий войны. Бывает такое, что люди сами сталкиваются с непогребенными останками  во время строительных работ. Тогда вызывают нас. Ну, и третий вариант - мы сами придирчиво изучаем события Первой и Второй мировых войн и выезжаем на место масштабных боев.

Вот такие жетоны перед боем обязательно присутствовали в обмундировании немецких солдат.

Чтобы начать раскопки на том или ином месте, необходимо подготовить множество документов и разрешений. Однако как раз не бумажная волокита больше всего расстраивает искателей, а  деятельность тех самых пресловутых "черных археологов".

- Эти люди ищут артефакты, которые можно выгодно продать. При этом большинство так называемых могил воинов очень бедны, ведь в то тяжелое время все ценные вещи погибшего забирали его же однополчане или враги, а тело присыпали землей. Но бывают и совсем другие случаи. Тысячи случайно присыпанных землей во время бомбардировки солдат до сих пор покоятся в земле. Найти такую могилу для черного археолога – "за счастье".

История солдата Авдеева

Не раз и не два сталкивались поисковики с черными археологами. До сих пор Любомир Горбач вспоминает вопиющий случай, когда ему позвонили неизвестные и сказали, где хранятся человеческие останки. Приехав на место, искатели действительно увидели восемь больших мешков с костями. В каждом мешке было по несколько фотографий с жетонами.

- Как раз с помощью жетонов, на которых выбивали номера дивизий и полков, можно идентифицировать останки воина, - рассказал Любомир Горбач. – Жетоны в основном были на немецких воинах и украинских из дивизии СС "Галичина". А вот солдаты Красной Армии на шее носили металлические капсулы, куда вкладывался листок с именем и фамилией. К сожалению, советские солдаты часто не заполняли эти капсульные анкеты.

Останки погибших воинов после эксгумации поисковики обязательно перезахоранивают. 

С помощью информации в капсуле львовские искатели нашли родственников четырех солдат. Сын одного из них приезжал на могилу своего отца.

- В селе Лешнев Бродовского района в 2008 году мы раскопали останки воинов.  У одного из них была капсула. По записи мы узнали, что это Павел Авдеев из села Ямки Воронежской области. Была записана и фамилия жены, которая оказалась из нашего Самбора. Мы обратились в Министерство обороны России и в Российское консульство, но безрезультатно. Тогда написали поисковым организациям в Россию. И они откликнулись. Как потом выяснили, Павел в 1939-м приехал в Украину, служил на Львовщине, женился. Началась война, и он отправился на фронт, где и погиб. А тем временем жена с детьми была в тылу. В селе Ямки в то время еще жила родная сестра Павла, но преклонных лет старушка не имела телефона, чтобы поговорить с нами. Казалось бы, на этом все и закончилось, однако через год мне позвонил мужчина, который представился сыном Авдеева.

Родные люди - сын и внук погибшего солдата - приехали на Львовщину из молдавского Кишинева и побывали на могиле своего отца. Как оказалось, после войны жена и сын Авдеева жили недалеко от места гибели отца, в райцентре Золочев. 

А еще был случай

Именной ножик неизвестного Пети

Поисковики Львовского общества "Память" признаются, что перезахоранивают останки всех солдат. Однако десятой дорогой обходят погребенных энкавэдистов.

- Люди до сих пор помнят, где они похоронены, - рассказывает Любомир Богданович. – Например, офицерский состав этой службы похоронен на так называемом Марсовом поле Лычаковского кладбища. Да-да, не удивляйтесь, это никак не могут быть освободители Львова. Вы внимательно посмотрите на даты смерти - и все поймете. Могилы этих людей известны, в то время как захоронения воинов УПА сровняли с землей. Чтобы погибшего партизана не нашел НКВД, его соратники старались быстро закопать останки. А еще зачастую использовали метод "гранату к лицу" - чтобы нельзя было узнать погибшего.

Часто львовские поисковики находят останки советских солдат. Например, возле села Зозули (Бродовский район) нашли могилы офицера и солдата Красной Армии. На карманном ножике, который находился возле последнего, на деревянной ручке было вырезано имя "Петя".

- К сожалению, мы так и не знаем, откуда родом был этот Петя, - пожимает плечами Любомир Горбач. - Похоронили их обоих. Мы обязательно перезахораниваем все нашедшиеся останки воинов, будь то немецкие или советские солдаты, воины УПА или СС "Галичина".  Конечно, сталкиваемся и с неприятием от местного населения. Но большинство, особенно люди старшего возраста, поддерживают нас.

Кстати

За свою тяжелую и порой неблагодарную работу поисковики не получают ни копейки. Госфинансирование на "Память" не распространяется, однако немного  средств на нужды Общества выделяет из областного бюджета Львовский облсовет.

- А мы и не расстраиваемся, - улыбается Любомир Богданович. – Да, порой очень тяжело. Но, видимо, мы действительно делаем доброе дело. Даже в самое затруднительное время пресловутые высшие силы нам помогают. А мы помним о принципе нашего Общества – делать хорошее дело в память о наших предках и для истории наших потомков.

Фото: архив Общества поиска жертв войны "Память".