Загрузить еще

Фельцман говорил Столярскому: "Не хочу играть стоя, хочу играть сидя"

В Одессе Фельцман провел свое детство на знаменитой Малой Арнаутской. На третьем этаже – в той квартире, где жил музыкант, сейчас находится офис. Однако ни вывески, ни опознавательных знаков коммерческой деятельности мы там не нашли – закрытые двери и тишина внутри. Зато напротив виднеется балкон, на котором весит плакат, зазывающий клиентов в сауну. Сами жильцы дома о знаменитом земляке почти не вспоминают.
 
– Чтобы у нас рос тот Фельцман? Я такого не знаю, – пожимает плечами старожил двора на Малой Арнаутской, 46 Елена Федоровна. – Здесь были складские помещения, потом жили раздельщики мяса, а сейчас находится Еврейский культурный центр. Может, Фельцман здесь где-то рядом и обитал.
 
С ранних лет Оскар Борисович тяготел к музыке. Он родился в семье хирурга-ортопеда, который профессионально играл на фортепиано. Сам композитор в одном из интервью трепетно вспоминал о нем:
 
– Папа был известным в Одессе хирургом, специалистом по костному туберкулезу. Он прекрасно играл на рояле. В городе даже шутили: "Доктор Фельцман – самый лучший пианист среди хирургов и самый лучший врач среди пианистов". Он вложил в медицину Одессы все свое мастерство, всю свою жизнь.
 
Фельцман настолько сильно любил свой город, что даже писал новеллы о Южной Пальмире. 
Немудрено, что Оскар Борисович в раннем детстве полюбил музыку, не пропускал ни одного концерта выступавших в Одессе музыкантов. Поэтому в возрасте пяти лет мальчика отдали учиться игре на скрипке к известному педагогу Петру Столярскому. Но уроки продолжались всего лишь две недели. Маленький одессит смело заявил мэтру: "Петр Соломонович, я у вас больше учиться не хочу". Столярский спросил: "Мальчик, я плохо тебя учу?", и в ответ услышал: "Знаете, я не хочу играть стоя, хочу играть сидя". И тогда Фельцман стал осваивать фортепиано. Уже в шесть лет он начал сочинять музыку и написал небольшую пьесу "Осень".
 
В этом доме жил композитор. Сейчас там офис.
12 песен об Одессе
 
Обучение музыке Фельцман продолжил в России, на композиторском факультете
Московской консерватории. По словам самого Оскара Борисовича, его первой настоящей песней был "Теплоход" на стихи Драгунского и Давидовича. Когда композицию увидели друзья Фельцмана, то порекомендовали ему предложить музыку Утесову. Леонид Осипович уверил своего земляка, что через две недели песня будет звучать по всем радиостанциям. И сдержал слово.
 
– Я познакомился с Фельцманом в 1985 году, когда, будучи в Москве, собирал материалы об Утесове, – рассказывает одесский журналист Александр Галяс. – Оскар Борисович был очень рад, что одесситы его помнят, и пригласил меня в свою квартиру в Доме композиторов. Мы проговорили несколько часов, он вспоминал об эстрадном артисте, о родном городе, детстве. Сказал, что после "Теплохода" начал осознанно заниматься песнями, почувствовал вкус к их сочинению и стал общаться с большими мастерами – с Блантером, с Соловьевым-Седым, Дунаевским. Сам композитор никогда не болел звездной болезнью.
 
Вторая встреча Галяса с Фельцманом произошла уже в 1994 году. Автора "Ландышей" пригласили на 200-летие родного города, и он написал о любимой Одессе 12 песен на стихи Юрия Гарина. Тогда композитор рассказал, как в Советском Союзе запрещали знаменитую песню "Ландыши". Фельцмана критиковали за нее больше, чем за все произведения вместе взятые, которые он написал. Кому-то в ЦК эта песня не понравилась, и стали говорить, что "Ландыши" расшатывают устои советской власти, что это дурной вкус. В прессе целых 23 года ругали любимое народом произведение.
 
– У песни "Черное море мое", написанной для фильма "Матрос с "Кометы", также непростая судьба, – вспоминает Галяс. – Ее с трудом удалось спасти от запрета.
Художественный совет очень хвалил песню – ее распевали на всех улицах города, но в Комитете по кинематографии это не одобрили. Состоялось заседание коллегии Министерства культуры, где обсуждался вопрос о снятии фильма с репертуара, потому что главная песня картины – пошлая. Один из членов коллегии предложил открыть окно, а когда форточку распахнули, начальство услышало, что под окном девушки громко распевали слова песни: "Тот, кто рожден был у моря". Песня стала народной, поэтому запретить фильм никто просто не имел права.
 
"Родину не меняют"
 
Фельцман настолько сильно любил свой город, что даже писал новеллы о Южной Пальмире. В них он рассказывал о колорите, юморе, людях. Одесситы не оставались в долгу и по мере возможности всегда проявляли свою любовь к знаменитому земляку.
 
– Оскар Борисович боготворил Одессу, – вспоминает заслуженный работник культуры Украины Роман Бродавко. – Казалось, он не видел разбитых тротуаров, обветшавших старых зданий, бездарных новостроев. Его взгляд на родной город излучал только любовь. Когда Фельцман впервые увидел памятник Утесову, он присел на скамеечку и сказал: "Это монумент, по-настоящему достойный Утесова". А вскоре он написал песню "На Дерибасовской", в которой отразил свое желание навсегда остаться в исторической памяти Одессы. К 90-летию со дня рождения композитора Эдуард Гурвиц (в те годы мэр Одессы) наградил Фельцмана Почетным знаком отличия городского головы "Одесса". А вручил награду в Москве известный сценарист Ян Гельман.
 
– Когда он возвращался в родные края, то обязательно приходил к нам в гости, – рассказал "КП" Евгений Лысюк, директор специализированной музыкальной школы-интерната имени Столярского. – Фельцман вспоминал обо всех своих учителях, ходил по кабинетам и даже сыграл нам на рояле. Все были приятно удивлены, как человек в столь почтенном возрасте так виртуозно владеет инструментом.
 
Ученикам нашей школы маэстро советовал еще больше стараться, много заниматься и ценить своих педагогов.
 
Сказано!
 
– Одесса – город неповторимый, – говорил в одном из интервью Фельцман. – И я бесконечно благодарен за то, что этот город меня воспитывал как музыканта. Одесса – феноменальный город, специфический, город музыки. В 20-30-е годы было тяжело, но, несмотря на эти голодные и холодные годы, в город приезжали знаменитые музыканты со всего мира. Потом они возвращались к себе в Нью-Йорк, Париж, Лондон и говорили: "Я играл в Одессе и выступил там очень хорошо". Это была самая высокая марка! Так, как любят музыку в Одессе, как бы это парадоксально ни звучало, – мне кажется, в другом городе так не могут любить, по-одесски, отдавая музыке всю душу.
 
Справка "КП"
 
В песенном творчестве Оскар Фельцман сотрудничал с разными поэтами, среди которых Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Владимир Харитонов, Михаил Рябинин и многие другие. Песни одессита исполняли мастера советской и российской эстрады: Леонид Утесов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Лев Лещенко, Ирина Аллегрова, София Ротару и многие другие.
 
Фото: Геннадий Маковецкий и из архива журнала "Фаворит".