28 ноября
Загрузить еще

По одесскому телецентру Михаил Водяной ездил на машине

В Южной Пальмире телевидение зародилось через четыре года после окончания Великой Отечественной войны. В далеком 1949 году в лаборатории Института связи на созданной кафедре телевидения инициативные преподаватели вместе со смышлеными студентами задумали сконструировать первое телевизионное оборудование.
 
Через два года работы одесситы решили опробовать стационарную камеру – первая "передача" транслировалась из одной институтской аудитории в другую. Тогда посмотреть на настоящее чудо техники прибежали все педагоги, сотрудники и студенты вуза. Когда неподалеку от нынешнего педуниверситета была установлена специальная антенна, передающая сигнал, телевизор уже могли включить обычные граждане.
 
Правда, число счастливчиков не превышало 15 человек. Только у избранных имелись маленькие "кавээнчики" – телеприемники с линзой для увеличения изображения, принимающие телесигнал. На протяжении нескольких лет передачи в тестовом режиме передавались из института. А одним из первых операторов телестудии, находившейся в Институте связи, был оператор прославленного фильма "Место встречи изменить нельзя" Леонид Бурлака.
 
Только прямой эфир
 
В 1956 году началось грандиозное строительство телецентра, которое затянулось на два года. Старожилы вспоминают, как на церемонии открытия новенькой студии площадью в 300 кв. м Михаил Водяной, дабы показать присутствующим размеры территории, отведенной под телевидение, проехался по студии на машине! От современного, телерадиоцентр того времени разительно отличался – на нем выстроили лесопилку и столярный цех, где мастерили декорации для многочисленных телеспектаклей, которые показывали по ТВ. Первоначально студия транслировала фоторепортажи, спектакли и художественные фильмы.
 
Передачи выходили четыре раза в неделю, а по воскресеньям демонстрировалась детская программа. Программы из телецентра шли исключительно в прямом эфире. На камерах не было функции, которая смогла бы приближать или удалять изображение, поэтому, когда записывали новости, в студии находилось несколько устройств с объективами: два "смотрели" на диктора, остальные – на фото новостных сюжетов. В качестве картинки использовали черно-белые фотоснимки, которые вручную меняли во время эфира.
 
– Передачи и новости мы снимали как кино – на профессиональную киношную кинопленку, – вспоминает оператор Анатолий Бурдейный, который вот уже целых 50 лет трудится в телецентре. – В трудоемком кинопроцессе участвовало много людей: на один сюжет выезжали сразу несколько операторов, осветитель, режиссер и редактор. Потом пленку монтировали и доставляли на кинопост, где с помощью проектора выдавали передачу в эфир.
 
Звезда экрана
 
Раз в неделю одесситы наслаждались сатирическо-юмористической передачей "Объективный объектив" с участием популярных артистов – Семена Крупника, Михаила Водяного, Евгения Котова и других. Большой популярностью и уважением у горожан пользовались тогдашние дикторы. Утро одесситы начинали с обсуждения увиденных накануне новостей, женщины охотно говорили о внешнем виде телеведущих.
 
Пожилые одесситы до сих пор вспоминают, как с голубого экрана им приветливо улыбалась первый диктор одесского ТВ выпускница филфака Нелли Харченко. Бывало, что стоило девушке выйти из дома, как буквально через несколько минут подъезжала машина и водитель бесплатно предлагал довезти ее.
 
– Нелли – безусловно, легенда одесского телевидения, – говорит А.В. Бурдейный. – Мы с ней долго работали. Особой популярностью пользовалась передача "Родной завод, судьба моя", где она была ведущей. Проект рассказывал о судьбах простых советских людей. Нелли до сих пор вызывает восхищение у младшего поколения, хотя она и в преклонном возрасте. Ведь далеко не все, как она, могут в театр прийти на высоких каблуках. А это заслуживает уважения.
 
Харченко не раз вызывали на ковер. Чаще всего причиной был ее заразительный смех, который она выплескивала на телезрителей во время эфира. К примеру, однажды один из ассистентов оглушительно чихнул, и диктор, не удержавшись, рассмеялась. А как-то во время эфира в объектив камеры попал пушистый хвост кошки Машки, отдыхавшей на коленях у телезвезды во время работы.
 
КСТАТИ
 
Телевышку могут перенести за город
 
Сейчас назревает вопрос о демонтаже старой телевышки – эксплуатационный срок конструкции истекает в 2016 году. Проект замены башни подготовили несколько лет назад, только реализовать его пока не могут. Чтобы не оставить одесситов без телевидения на несколько лет, нужно сначала построить новую вышку, а после уже демонтировать старую.
 
– Строительство до сих пор не началось, т.к. это довольно дорогостоящий проект, который обойдется в несколько миллионов гривен. Пока нам такие деньги выделить не могут, – объясняет ведущий инженер телецентра Надежда Косовская. – Изначально стройка конструкции планировалась на участке по адресу Люстдорфская дорога, 55. Эту землю нам выделили решением горсовета еще в 1944 году, но согласно новому Генплану теперь там хотят выстроить жилой комплекс.
 
В мэрии предлагали вынести телевышку за черту города, но, по мнению телевизионщиков, это дилетантское видение вопроса – т.к. если, к примеру, телевышку установят за Черноморкой, качество приема в самой Одессе сильно пострадает.
 
– В центре Парижа стоит телевизионная башня, никому не мешает, и ничего плохого в этом нет, – говорят в телецентре.
 
Фото: Максим Войтенко и архив одесского телецентра