Загрузить еще

У президента осталось три дня на роспуск Рады

У президента осталось три дня на роспуск Рады
Фото: - Подписать или не подписать? Вот в чем вопрос…

17 ЗАПРОСОВ БЕЗ ОТВЕТОВ

По Конституции эти выборы могут произойти ровно за полгода до окончания полномочий гаранта. А дату смены главы государства народные избранники уже назначили: 25 октября этого года. Значит, Виктору Андреевичу необходимо в ближайшие дни либо воплотить в жизнь то, о чем все твердят примерно месяц, либо забыть о распрях с депутатским корпусом. Впрочем, в последний вариант верится с трудом. Уж очень не радует президента происходящее в украинской политике.

Теоретически Виктор Андреевич способен еще изменить дату новой гонки, и соответствующее представление лежит в Конституционном суде. К слову, по количеству обращений туда президент занимает лидирующее место. В общей сложности судьи должны дать ответ на 17 его запросов по различным темам. Наиболее ожидаемое на сегодня решение касается признания нарушений при назначении действующего премьер-министра. На Банковой муссируется версия о том, что при создании новой коалиции голосования за назначение Юлии Тимошенко не было. Источники в окружении гаранта утверждают: окончательный вердикт по животрепещущему вопросу появится в ближайшие день-два. А что судьи свое слово обязательно скажут, подтверждает тот красноречивый факт, что все заинтересованные лица (начиная с президента), словно сговорившись, твердят как заклинание: разгон Рады не состоится, если на то не найдется законных оснований!..

С другой стороны, шансы на позитивный ответ у Ющенко довольно призрачные. Ведь в ходе предварительного голосования по данному представлению служители Фемиды не поддержали Виктора Андреевича. Против высказались девять из пятнадцати. Интриги добавляет то, что трое вершителей правосудия вообще не участвовали в заседании.

В РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА НЕ ВЕРИТ НИКТО

Мнения же политэкспертов о необходимости выборов разделились. Одни уверены в том, что нужен выход из политического кризиса, другие кивают на экономический коллапс и напоминают, что предыдущая попытка перетасовать депутатскую колоду провалилась.

Напомним, Указ Виктора Андреевича «О досрочном прекращении полномочий ВРУ VI созыва и назначении внеочередных выборов» в октябре 2008-го так и остался невостребованным. Хотя некоторые из окружения гаранта убеждают: никогда не поздно сдуть с него пыль, ведь документ никто не отменял.

Уверенность в том, что и нынешнее решение руководителя государства, если оно созреет, ждет аналогичная участь, озвучил на днях и спикер Литвин. В минувшую пятницу он заявил в телеэфире:

- В нынешних обстоятельствах это будет просто нереально. На него (указ о роспуске ВР. - Авт.) просто никто не станет обращать внимания…

Между тем отечественные политики уже давно истомились в позиции низкого старта перед забегом - причем даже те из них, кто не верит в роспуск парламента. По данным Комитета избирателей, если выборы состоятся в течение года, сегодня на место в депутатском корпусе претендуют от 6 до 8 политических партий и блоков.

Ну а пока для принятия решения в пользу жизнедеятельности ВР у действующих народных избранников имеется тайм-аут в три недели. Сейчас все участники политического процесса ведут активные переговоры. И, кто знает, быть может, к следующему заседанию парламента, которое запланировано на 12 мая, мы станем свидетелями рождения новых альянсов или услышим «последние аккорды» нынешнего созыва.

КОМПЕТЕНТНО

Виктор Небоженко, политолог: «Нельзя одновременно думать о будущем и конфликтовать»

- Что касается 25 апреля, то после этого срока действительно Раду распустить уже нельзя. Но я думаю, что решение о возможных досрочных парламентских выборах вряд ли будет принято президентом. По крайней мере сейчас. Ведь ныне руководитель Секретариата главы государства очень активно ведет диалог с ведущими политическими силами, а это говорит о том, что он не будет с ними ссориться. Нельзя же одновременно думать о будущем и конфликтовать. Поэтому, уверен, он найдет весомые аргументы для президента - не подписывать и не опубликовывать соответствующий указ. Тем более что реализовать его на практике не так просто.

Иногда человек, имея большие планы, думает, что сможет их реализовать, а все остальные знают, что возможностей для реализации этих планов нет.

Это как с прошлым указом о роспуске Рады. Ведь основная причина, почему он так и не был реализован, - проблема с финансированием. Этот указ не прошел Верховную Раду, не прошел Кабмин. А это слишком много препятствий. Если из трех органов один настаивает, а двое против, то вряд ли можно рассчитывать на успех. А Кабмин - это все-таки исполнительная власть, и дело не в жесткости премьера. Дело в том, что Кабмин просто не дал команду, поэтому все остановилось. И такая ситуация может повториться и сегодня.