24 ноября
Загрузить еще

Внимание, выборы!

Внимание, выборы!
Фото: Через 3 месяца пройдет первый тур президентских выборов. Но кто станет главой государства, мы узнаем только в феврале.

Теперь уличная реклама «просто политиков» автоматически становится предвыборной агитацией. А она до официальной регистрации кандидатов в президенты запрещена законом. Об этом заявил во время пресс-конференции, которая  прошла в редакции «КП», представитель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Украины Михаил Охендовский.

РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ ПРОДЛИТСЯ ДО 13 НОЯБРЯ

- Михаил Владимирович, избирательная кампания началась, что ожидает нас в ближайшее время?

- Уже с 20 октября нас ожидают съезды политических сил по выдвижению кандидатов на пост президента Украины. Кто-то уже заявил о самовыдвижении. Регистрацию кандидатов ЦИК закончит 13 ноября. В этот день мы и узнаем, сколько кандидатов могут быть включены в избирательный бюллетень. Отсюда станет понятен и количественный состав окружных и участковых избирательных комиссий, поскольку каждый кандидат может делегировать туда по два своих представителя.

- Уже прошло более семи месяцев с того дня, когда члену ЦИК Анатолию Писаренко исполнилось 65 лет. По закону о ЦИК это является основанием для досрочного прекращения его полномочий. Будет ли Писаренко принимать участие в подготовке президентских выборов?

- Для формального увольнения Писаренко нужно решение Верховной Рады. И до момента, пока это решение не будет принято, он может приходить на работу, если хочет - даже получать зарплату. Но по закону он не имеет права делать главного - осуществлять полномочия члена ЦИК. В частности, принимать участия в заседаниях комиссии с правом решающего голоса, рассматривать обращения граждан и многое другое. Что касается организации выборов, то, конечно, нам всем будет очень не хватать опыта Анатолия Аркадьевича. Но, поверьте, на работе комиссии его отсутствие не отразится. Мы все еще надеемся на совесть своего коллеги. Не хотелось бы, чтобы проблема Писаренко стала гнилой «политической консервой», способной испортить выборы. Да и нужна эта «консерва» лишь тем, кто собирается выборы срывать. Все кандидаты, рассчитывающие на победу, должны быть заинтересованы в том, чтобы Верховная Рада уволила Писаренко в самое ближайшее время и законность работы ЦИК не вызвала сомнений.

ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

- Повлияет ли на организацию выборов вердикт Конституционного суда относительно определенных положений закона Украины о выборах (см. В ТЕМУ. - Ред)?

- Я не думаю, что решение Конституционного суда может создать какие-то проблемы для организации выборов. Безусловно, хотелось бы, чтобы выборы происходили в режиме полной правовой определенности. Чтобы все организаторы выборов понимали, что они должны  делать сегодня, а что завтра. И чтобы правила игры во время игры не менялись. Не стоит ведь давать дополнительные аргументы тем политическим силам, которые уже сейчас разрабатывают сценарий срыва выборов и готовят общество к неприятию любых результатов голосования. Авторитет Конституционного суда сегодня - в руках его судей. Надеюсь, что своим решением по закону о выборах они не уничтожат его окончательно.

Михаил Охендовский: - ЦИК сделает все, чтобы выборы прошли в рамках закона.

РИСКОВАННЫЕ ВЫБОРЫ

- Какие наибольшие риски существуют в организации и проведении выборов?

- Если говорить об основных рисках, то следует выделить три основные их группы:

Первая - юридические. Сюда входит угроза ревизии прогрессивных норм закона о выборах Конституционным судом. К сожалению, суду явно нравится преподносить такие «подарки» некоторым политикам. К юридическим рискам относится и «проблема Писаренко», и возможность пересмотра результатов голосования по решению Высшего административного суда Украины. Очень важно, чтобы в 2010 году в отличие от 2004-го результаты выборов определялись не сомнительными манипуляциями в залах судебных заседаний, а формировались самими избирателями на избирательных участках. Вообще украинским политикам пора прекращать позорную традицию обжаловать любые результаты выборов в суде.

Вторая группа рисков - организационные. Прежде всего обеспечение надлежащего финансирования подготовки выборов. На 2009 год средств у ЦИК достаточно. А вот как оплачивать счета 2010 года без соответствующего закона о бюджете, сказать пока никто не берется. Жаль, но выборы стали заложником бюджетного процесса. К организационным рискам можно отнести и вопрос профессиональной подготовленности будущих членов окружных и участковых избирательных комиссий. Надеюсь, что кандидаты на пост президента Украины об этом побеспокоились.

Третья группа - риски общественно-политического характера. Уже сейчас активно развернута кампания образца 2004 года, направленная на неприятие обществом любого результата выборов. Цель ее очевидна - мумификация нынешней власти. Мы видим также попытки дискредитации государственного реестра избирателей, закона о выборах президента, а также ЦИК.

Ни для кого не является секретом, что в Украине сейчас нет ни одной общественной организации, способной представлять интересы избирателей. Понятно, что одних претенциозных названий тут мало. Под личиной бескорыстных представителей избирателей часто скрываются давно и надежно купленные политиками спикеры.

Беспокоит нас и возможная политическая ангажированность иностранных миссий, которые приедут в Украину для наблюдения за выборами. Надеюсь, что свои выводы они будут формировать на основании конкретных фактов и событий, а не привезут сюда два варианта отчетов, подлежащих обнародованию в зависимости от фамилии нового президента Украины.

ВОПРОС ОТ ЧИТАТЕЛЯ

Можно ли будет проголосовать за границей?

В пресс-конференции приняли участие и читатели «КП». Свои вопросы к Михаилу Охендовскому они присылали на наш сайт http://www.kp.ua/. Вот один из них.

Сергей, Берлин (Германия):

- Смогут ли проголосовать на выборах граждане Украины, которые находятся за рубежом?

- Порядок создания избирательных участков за границей по сравнению с 2004 годом не изменился. Избирательные участки будут созданы при консульских и дипломатических представительствах Украины. В списки будут включены те избиратели, которые состоят на консульском учете. В реестре избирателей МИДа сейчас находится 391 тысяча украинцев. Но реально проголосуют за границей очень мало людей. Ведь МИД стремится создавать избирательные участки только в помещениях посольств и консульств. А для избирателей это не всегда удобно. Проехать несколько сотен километров, чтобы проголосовать на выборах, захочет далеко не каждый. Решить эту проблему можно было бы путем открытия избирательных участков в городах, где компактно проживают, скажем, больше тысячи украинцев. Прежде всего - в России, Молдове, США, Германии. Если этого не сделать, из всех бюллетеней, напечатанных для голосования за границей, на выборах будет использована в лучшем случае десятая часть.

В ТЕМУ

Закон «О выборах Президента Украины» в его нынешней редакции был принят парламентом летом этого года. К слову, его принятие было не из легких - депутатам пришлось преодолевать вето главы государства, и им это удалось. В ответ Виктор Ющенко обратился в КС с представлением о соответствии Конституции отдельных положений этого документа. По информации СМИ, проект решения уже якобы подготовлен. Эксперты не исключают, что Конституционный суд огласит свое решение по этому вопросу на этой неделе. И вполне возможно, что ряд положений этого документа будут признаны неконституционными. Речь идет о голосовании граждан Украины за рубежом, нерассмотрение ЦИК и судами жалоб в день голосования, а также передача данных избирательного реестра представителям депутатских фракций.