Загрузить еще

За маму, за папу… За родину!

Они были, как говорится, «в проекте», вместе с государственной независимостью. Иные даже стали абсолютными ровесниками, появились на свет в один с ней день! И теперь заслуженно получают с утра 24 августа поздравления президента страны, а вечером - роскошный салют. Другие родились чуть позже, но все же они - первые дети независимой Украины…

Леонида Кравчука на президентской должности эти ребята помнят слабо в силу понятных причин: тогда они еще носили ползунки… Мамы пропадали в бесконечных очередях за молоком, за детским питанием. Возвращались грустные - ничего не хватило. Пап увольняли с работы, поскольку предприятия закрывались. Мамы приставали к папам с вопросами, что будет дальше, и даже плакали. Только самые приспособленные к трудностям члены семейств - бабушки, которые пережили войну с разрухой, молча брали тележки, которые назывались «кравчучками», купоно-карбованцы, отправлялись на базар и покупали соль, хозяйственное мыло, спички и консервы. Про запас.

Президента Леонида Кучму маленькие ровесники независимости учились узнавать на портретах в детском саду. Портреты Кучмы долго висели и в школьных классах. В телевизоре Леонид Данилович выглядел старше, чем на собственных  изображениях в рамке, казался усталым, раздраженным. «Неужели что-то придумает, чтобы и на третий срок остаться? - рассуждали взрослые дома. - Вот же власть затягивает человека!»

Поздней осенью 2004 года многих подростков вместе с родителями манил Майдан, и все прочее растворялось в оранжевом море людей, скандирующих «Ю-щен-ко!». Уверена: спустя годы они не ошибутся, если расскажут уже своим дочкам и сыновьям сказку о революции, где не пролилось ни капли крови, а вера и надежда вырастали до небес. Только пусть не забудут вспомнить о других площадях, куда такие же люди приводили с собой детей, чтобы вместе скандировать под бело-синими знаменами другую фамилию. Там защищали победу, которую считали украденной.

Время летело, пока ровесники независимости не стали взрослыми настолько, чтобы решать самостоятельно - какая власть нужна Украине. И 17 января они впервые пришли на избирательные участки…

КОМПЕТЕНТНО

Илько КУЧЕРИВ, директор фонда «Демократические инициативы»:«Конфликт отцов и детей на нынешних выборах вряд ли возможен»

- Илько, нарисуй, если можно, коллективный портрет избирателей, впервые в своей жизни голосующих на выборах 2010 года.

- Это поколение свободно от стереотипов «отцов» - моих 50-летних плюс-минус ровесников. Оно не знает, например, о необходимости вступления в пионеры и комсомол. Оно выросло в условиях невиданной для нашей страны демократии. Это поколение привычно пользуется компьютерами, имеет доступ к информации. Для них мир существует как мир. Для меня в их возрасте мир ограничивался территорией СССР…

- Наши с тобой ровесники в 18 лет в массе своей выглядели жутко политизированными, согласись? «Слепой» оттиск романа Солженицына под подушкой, транзистор - на запретной, в «глушилках», волне «Радио Свобода»… Но у меня ощущение, не исключаю - ошибочное, что сегодняшних студентов большая политика интересует мало. Куда меньше, чем перспективы заняться бизнесом или путешествовать.

-  Да, наверное. Мы сопротивлялись официальной пропаганде, промыванию мозгов. Мы учились критически читать газеты, ловить смысл между строк, делить пафосные речи ораторов на «восемь»... А «независимые дети» даже не понимают, как так можно себя вести и, главное, зачем? Они не то чтобы слишком аполитичные, они - более европейские.

- Хорошо, давай вспомним о нашем отношении к выборам депутатов  Верховного Совета СССР. Голосование воспринимали как ритуальное действо с заранее известным единогласным результатом. Трудно в такой атмосфере не превратиться в циника… Нынешние молодые люди воспринимают избирательные кампании всерьез?

- Известный стереотип «молодежь не голосует» не срабатывает. В отличие от многих стран Запада и США в Украине явка традиционно высокая. Например, по статистике, на выборах в первом туре больше всего сделали отметок в графе «не поддерживаю никого из кандидатов» именно представители молодежи. То есть они не проигнорировали, а заявили гражданскую позицию.

- Можно ли сказать, что «независимым детям» дорого то, что называется демократическими ценностями?

- Они родились гражданами Украины, выросли в других условиях. Воспринимают их как данность.

«Отцы» более эмоциональны по отношению к этой теме - процесс шел, расширялся на наших глазах, но и память о тоталитарном прошлом никуда не делась. Хотя и мы тоже далеко не едины во взглядах и оценках.

- Какое у тебя, у твоих коллег-социологов ощущение: на определение «любимых кандидатов» 18-летних влияет выбор  родителей? А конфликты могли возникать? Скажем, папа с мамой - за Симоненко, сын - за Тягнибока… Ведь в пору Майдана идейные трещины пролегли через многие семьи…

- Это зависит от семьи. Если там принято вместе серьезно обсуждать политические взгляды, то, скорее всего, разногласий не возникает. А если не принято… Нет, не верю, чтобы на этой почве сейчас, при нынешнем раскладе, разыгрались домашние драмы.

- В воскресенье - второй тур.  «Независимые дети» сумеют принять решение?

- Думаю, молодежь придет на избирательные участки. Они понимают: каждый голос важен. Процентов 5-7 из них, очевидно, снова заявят протестную позицию. Остальные же проголосуют «за». 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Повлияло мнение родителей»

Маша ДУТЧАК, первокурсница  факультета социологии Киевского национального университета им. Шевченко, 18 лет отметила за неделю до выборов. «Вписалась» в ряды избирателей. Впрочем, Маша политизированной себя не считает:

- Политики уже успели надоесть. Борются, обвиняют друг друга, ругаются…

- Но выбор сделать удалось?

- За других вообще не хотелось голосовать, а этот человек вызывал доверие.

- Ваш кандидат прошел во второй тур?

- Нет, к сожалению.

- Что повлияло на  выбор: реклама в газетах, по телевизору, споры с друзьями?

- Скорее, мнение родителей. Мы дома на эти темы говорили.

- Можно предположить, что дочь голосовала так же, как мама с папой?

- Да.

- Маша, если бы появилась возможность дополнить программу кандидата чем-то очень важным для вас, что бы вписали туда?

- Улучшить быт студентов, которые в общежитиях живут. И гарантировать первое рабочее место.

- Голосовать во втором туре собираетесь?

- Да. Но пока не знаю, за кого…

«Программы кандидатов прочитала, но в списки меня не внесли»

Зато Глафире КОНДРАТЬЕВОЙ первые в жизни выборы запомнятся тем, что проголосовать ей не удалось. Глаша считать умеет отлично, с логикой у нее тоже порядок - учится на «мужском» механико-математическом факультете Киевского национального университета. Родилась она 14 января 1992 года, значит, в списках избирателей должна числиться непременно. Но 17 января на участке оказалось: Глафиры Кондратьевой среди избирателей нет.

- Я даже программы кандидатов накануне читала, чтобы не вслепую принимать решение. А меня в списки не внесли. Но я не стала спорить, обращаться в суд. Просто развернулась…

- Почему?

- До конца не была уверена, за кого надо голосовать. Даже по дороге, когда шла туда, продолжала думать и сомневаться.

- До второго тура есть время, чтобы внести себя в списки. Займетесь этим?

- Возможно. Хотя времени у меня мало - сессия.

«Настоящий президент Украины еще не родился»

Алексей ЧЕРЕВУТА из Запорожья производит впечатление очень системного и организованного молодого человека. Будущий программист опережает в учебе сверстников ровно на курс - в институт информационных технологий он поступил после колледжа. Вот что значит родиться 24 августа 1991 года, вместе с независимой Украиной!

- Президента выбирал впервые. Выбирал, разумеется, по уму. В списках был, все в порядке.

- Интересуетесь политикой?

- Дело не в моем интересе. Это гражданский долг, который следует выполнить. На мой взгляд, человек, который в полном смысле слова способен стать настоящим президентом Украины, еще не родился. Но я подошел к вопросу не максималистки, а максимально рационально.

- И что получилось?

- Мой кандидат прошел во второй тур. Надеюсь, он и победит.

- Откуда такая уверенность?

- В нашей группе - 19 человек. Соотношение примерно два к одному в пользу того, за кого отдал голос я.