24 ноября
Загрузить еще

С самолетом, разбившимся под Москвой, ЧП случались уже два раза

С самолетом, разбившимся под Москвой, ЧП случались уже два раза
Фото: Каждый из восьми членов экипажа Ту-204 в рубашке родился: им удалось выжить в этом месиве.

ИЗЪЯТЫ «ЧЕРНЫЕ ЯЩИКИ»

В ночь на понедельник лайнер Ту-204 компании «Авиастар-ТУ» неожиданно для авиадиспетчеров рухнул в двух километрах от «Домодедово».

- До того момента он шел в штатном режиме, - говорит пресс-секретарь аэропорта «Домодедово» Елена Галанова. - Но за два километра до взлетной полосы исчез с радаров. Это случилось в 2 часа 43 минуты.

При посадке у самолета отвалились крылья, сильно пострадал фюзеляж. Большая часть экипажа (всего восемь человек) тяжело травмирована.

Известно, что бортинженера Сергея Горячева уже прооперировали. Он в тяжелом состоянии. У мужчины открытая черепно-мозговая травма, тупая травма живота, вывих плеча. У бортпроводницы  Марины Кудряшовой сотрясение головного мозга и переломы ребер, у командира экипажа Александра Косякова переломы грудины и ребер. Пилот Алексей Михайловский - с сотрясением мозга и переломом грудины. Бортпроводницу Ирину Лапкину врачи уже отпустили домой. Еще три члена экипажа не пострадали. Но отдохнуть им не удастся - началось расследование дела. К слову, из лайнера уже изъяли четыре «черных ящика». Они переданы в Межведомственный авиационный комитет.

К счастью, на борту не было пассажиров: рейс технический. Возможно, это как-то связано с тем, что сутками ранее этот же борт аварийно садился в «Домодедово». В воскресенье в 4 утра он вылетел в Хургаду. Однако в районе Орла в кабине пилотов произошло задымление, и рейс вернулся в Москву.

Тогда сели без проблем. Пассажиров успокоили: починим и полетим. В Хургаде самолет сел штатно. Но еще предстояло лететь обратно...

Причина аварии станет известна только после расшифровки самописцев. Но, не дожидаясь результатов, Федеральное агентство воздушного транспорта запретило со вчерашнего дня авиакомпании «Авиастар-Ту» перевозить пассажиров.


НА ВЫСОТЕ КОНЧИЛОСЬ ТОПЛИВО

С тем же самым судном под номером RA-64011 уже бывали ЧП. 14 января 2002 года этот борт летел из Франкфурта-на-Майне в Новосибирск. Однако не смог сесть в аэропорту «Толмачево» из-за ветра, и экипаж принял решение лететь в Омск.

Запас топлива позволял продержаться в воздухе еще час. За 20 километров до Омска двигатели замерли. Но самолет успешно спланировал с высоты 2000 метров и сел. Никто не пострадал.

- Это обычный рабочий момент, - уверяет Сергей Круглов, который был тогда директором Омского аэропорта. - С тех пор от прежнего борта остались разве что корпус и номер. За семь лет этот лайнер должен был пройти как минимум два капремонта, во время которых меняют все «внутренности» машины. 

СПРАВКА «КП»

Экипаж Ту-204

  • Александр Косяков - командир экипажа, 32 года
  • Алексей Михайловский - пилот, 36 лет
  • Сергей Горячев - бортинженер, 52 года
  • Алексей Модин - бортпроводник, 40 лет
  • Алексей Катасонов - техник, 23 года
  • Ирина Лапкина - бортпроводница, 32 года
  • Марина Кудряшова - бортпроводница, 45 лет
  • Юлия Соболева - бортпроводница, 24 года

КОМПЕТЕНТНО

Виктор ТИМОШКИН, авиаэксперт: «Была неисправность»

- Ту-204 - самолет хороший, надежный. Но я подозреваю, что он был в неважном техническом состоянии. Компания «Авиастар-Ту» - небольшая. Отправлять из Хургады самолет без пассажиров для нее очень накладно. Если компания пошла на это, то можно предположить, что самолет имел несколько «отложенных неисправностей». Это неисправности, при которых полет допускается под ответственность пилота. «Боинг», разбившийся в Перми в 2008 году, например, имел три такие неисправности. Аэробус, сгоревший при посадке в Иркутске, - четыре. Положение в гражданской авиации таково, что пилоты вынуждены летать на самолетах с неисправностями. Иначе их просто уволят и найдут новых, более рисковых - есть целая очередь желающих устроиться. Боюсь, что сейчас все опять попытаются свалить на пилота…

Владимир ГЕРАСИМОВ, летчик-испытатель, пилот 1-го класса: «Возможно, они садились не по приборам»

- Погодные условия при посадке: горизонтальная видимость - 150 метров, вертикальная - 60, по огням на взлетно-посадочной полосе - 450 - были довольно тяжелыми. Но не критичными. Тут все зависит от класса пилота. Скорее всего, если самолет приземлился не на полосе, а в лесу, то имело место нарушение схемы захода на посадку. А вот почему схема была нарушена? На этот вопрос должна ответить расшифровка «черного ящика». Не исключено, что экипаж попытался садиться не по приборам, а надеясь на зрение, и это подвело.

ВЕРСИЯ

Не хватило топлива?

Роман ГУСАРОВ, главный редактор портала avia.ru:

- Причин катастрофы могло быть несколько. Во-первых, у самолета Ту-204 очень своеобразная автоматическая система управления. При посадке она работает нестабильно, и, чтобы приземлиться нормально, пилоту надо сажать самолет вручную. Поэтому уровень подготовки пилота должен быть высочайшим.

Во-вторых, по некоторым данным, в баке самолета оставалась всего тонна горючего. Для полета этого катастрофически мало. С таким запасом не долетишь до посадочной полосы. Но это и спасло экипаж. Если бы горючего было больше - самолет взорвался бы. Почему было мало топлива - другой вопрос. Возможно, керосина недозалили. Или запас был, но расход вырос в полете. Иногда так бывает, когда самолет снижается и летит не на своей высоте. Но тогда он обязан сообщить об этом авиационным службам. Насколько я знаю, подобных заявлений от экипажа не поступало. 

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему все, к счастью, остались живы?

Сесть мимо взлетки, да еще и посреди леса - это, казалось бы, верная смерть. А здесь все живы. Почему?

- Это было не падение, а именно посадка, - пояснил наш эксперт из авиационной отрасли, просивший не называть его имени. - Совершенно очевидно, что до момента касания с землей самолет был под управлением. Он сел ровно, без крена. Нос при посадке не был задран, иначе у лайнера отвалился бы хвост. Не сел самолет и носом вниз, иначе бы при посадке снесло весь фюзеляж и пилотов просто сплющило. Думаю, на борту за несколько минут до посадки произошло какое-то ЧП. Возможно,  загорание или сработал индикатор пожара: одного из двигателей или, скажем, топливной системы. И командир экипажа принял решение: садиться, несмотря ни на что. Посадка явно была экстренной, причем пилоты решили, что второй попытки у них не будет. Поэтому и садились на лес, без автопилота, управляя лайнером вручную. Причем сели - надо отдать должное - достаточно удачно.