26 ноября
Загрузить еще

Сергей КИВАЛОВ: «У нас есть все, чтобы сделать нашу судебную систему эффективной»

4 июня в итальянской Венеции состоялась 83-я пленарная сессия Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия)*. В повестке дня сессии, в частности, был вопрос судебной реформы в Украине. Кстати, на обсуждении именно Венецианской комиссией соответствия проектов, касающихся этой реформы, Конституции Украины настаивала оппозиция, нещадно критикующая проект. Докладчиком от Украины был Сергей Кивалов, один из авторов проекта судебной реформы. «КП» расспросила его о том, как зарубежные эксперты оценили намеченный план преобразований. 

Ради правосудия президент и Рада откажутся от влияния на суды

- Сергей Васильевич, на сессии Венецианской комиссии вы представляли законопроект «О судоустройстве и статусе судей»?

- Всего в повестку сессии было включено 22 вопроса. И 16-м пунктом значилось: «Информационный доклад Сергея Кивалова о состоянии судебной реформы в Украине». Этот доклад был посвящен именно законопроекту «О судоустройстве и статусе судей», внесенному президентом в Верховную Раду. Упомянутый закон определяет правила в судебной системе. В докладе были раскрыты все основные положения законопроекта - от структуры судов до перераспределения полномочий президента, законодательной, исполнительной и судебной властей с целью укрепления независимости (и ответственности!) судей и доступности правосудия для людей. 

Кстати, к вопросам судебно-правовой реформы в Украине Венецианская комиссия обращалась уже несколько раз. Мне приходилось представлять украинские законопроекты на ее заседаниях.  

- Нынешний вариант судоустройства учитывает международный опыт и рекомендации Венецианской комиссии?

- Конечно. Законопроект, о котором я говорю, впервые полностью реализует ключевые рекомендации Венецианской комиссии: обеспечить большинство судей в составе Высшего совета юстиции, а другому важному органу судебной власти - Высшей квалификационной комиссии судей Украины, где большинство составляют судьи, - передать все функции по подготовке избрания судей бессрочно и увольнению таких судей за нарушение присяги. 

Комитет ВР по вопросам правосудия, который я сегодня возглавляю, участия в кадровых вопросах судей принимать не будет. Как видите, и президент, и законодательная ветвь власти отказываются от своих профильных полномочий ради становления правосудия. 

Изменения в Конституцию не обязательны, но возможны

- Обязательно ли для этого вносить изменения в Конституцию Украины? 

- Вполне возможно, что в перспективе и будут внесены изменения в раздел VIII Конституции «Правосудие». К такому выводу пришла и Венецианская комиссия. Этого не нужно бояться. Сами изменения не являются нашей целью. Давайте говорить о результате, а не о процессе. Кстати, в программе Партии регионов заложены соответствующие конституционные изменения. Так что мы последовательны в своих действиях. 

Но принципиально новый президентский проект закона «О судоустройстве и статусе судей» позволяет без конституционных изменений достигнуть значительного прогресса практически во всех направлениях судебной реформы, указанных Венецианской комиссией. 

Так что однозначного ответа на вопрос об изменениях Основного закона у меня пока нет… 

- Что изменится в лучшую сторону для простого среднестатистического украинского гражданина после реализации этой реформы?

- Первое и главное - будет покончено с волокитой в судах. Будут установлены четкие сроки рассмотрения большинства дел. За просроченное рассмотрение для судьи предусматриваются санкции.  

На рассмотрение административных дел в суде 1-й инстанции будет предоставляться 30 дней, на подачу апелляции - 10 дней, на рассмотрение апелляции - 30 дней. На подачу и рассмотрение кассации - соответственно 10 и 30 дней. Поверьте, ни одному судье не захочется спускать на тормозах дела и выносить заведомо неправосудные решения.

В законопроекте, внесенном президентом Януковичем, остается привычная для граждан система судов. По 1-й инстанции сохраняются общие местные суды, местные хозяйственные и окружные административные суды. По 2-й инстанции (апелляции) сохраняются общие апелляционные суды, апелляционные хозяйственные и апелляционные административные суды. По 3-й инстанции (кассации) сохраняются Высший хозяйственный и Высший административный суды и образуется новый, Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел - единственный новый суд, который создается. И это, несомненно, выгодно отличает нынешний законопроект от внесенного в свое время экс-президентом Ющенко, которым планировалось создать минимум 29 новых судов. Судебная система станет прозрачнее, а правосудие - доступнее людям.

Доклад вызвал интерес у европейских юристов

- Как будет решаться в новых реалиях такая болезненная проблема, как коррупция в судах?

- Этому вопросу законодатель уделил особое внимание. Судья не должен хотеть брать взятки. Для этого он не должен быть бедным. Поэтому заработная плата судьи 1-й инстанции повышается в 5 раз - с 3 тыс. до 14 тыс. гривен в месяц. Ее размер привязывается к общегосударственной минимальной заработной плате, в свою очередь изменяемой исходя из индексов инфляции и цен на потребительские товары. Заработная плата судьи 1-й инстанции станет и отправной величиной для исчисления зарплат судей всех вышестоящих судов, включая Верховный суд, для каждого из которых законодательно прописан свой коэффициент. Таким образом, рост заработных плат украинских судей будет автоматическим - вне усмотрения законодательной либо исполнительной власти. Законопроект обязывает судей декларировать не только доходы (свои и родственников), но и расходы.  

- Как восприняли участники заседания Венецианской комиссии ваш доклад, какая была атмосфера в зале?

- Экспертную оценку законопроекту не давали. Однако никто из членов комиссии, и тем более руководство, негативно не отзывался о нем. Никто не задавал каких-то провокационных или недоброжелательных вопросов. Проще говоря, озвученные мною в докладе положения президентского законопроекта не вызвали непонимания или претензий у членов комиссии.

Напротив, доклад вызвал значительный интерес. Мне задавали вопросы наиболее влиятельные члены комиссии: Петер Пакзолай - это вице-президент Венецианской комиссии, президент Конституционного суда Венгрии, и Анна Сухоцка - посол Польши в Ватикане и бессменный докладчик комиссии по судебной реформе в Украине. В ходе обсуждения наряду с членами Венецианской комиссии также высказались присутствовавшие там председатель Высшего совета юстиции Украины Владимир Колесниченко и представитель Украины Марина Ставнийчук.

Эксперты комиссии при Совете Европы, на мой взгляд, пришли к выводу, что судебная реформа в Украине наконец-то началась. Они одобрили наши изменения, коснувшиеся Высшего совета юстиции. В частности - предоставлении судьям большинства мест в составе ВСЮ, а также отказ президента и парламента от своих квот в составе Высшей квалификационной комиссии судей Украины. 

Удастся ли провести преобразования?

- Нынешнее заседание Венецианской комиссии было юбилейным. Это как-то отмечалось?

- 5 июня 2010 года состоялось торжественное заседание, посвященное 20-летию образования комиссии. Наша украинская делегация присутствовала на нем. Свои личные поздравления комиссии выразили президенты 5 государств, в том числе президент Украины Виктор Янукович.

Передать поздравление президента Украины, а также памятную юбилейную медаль, выпущенную в честь инаугурации президента Украины, руководству комиссии было поручено мне. 

В свою очередь президент Венецианской комиссии Джанни Буккикио выразил президенту Украины от имени Венецианской комиссии благодарность, наилучшие пожелания и заверения в плодотворном сотрудничестве.

- Значит, можно рассчитывать, что Венецианская комиссия окажет поддержку в осуществлении судебной реформы в Украине?

- Думаю, да. Но хочу подчеркнуть, что все в наших руках. 

Сегодня у нас есть все возможности, чтобы провести судебную реформу, сделать нашу судебную систему эффективной. Избран президент, у которого впереди 5 лет полномочий. Есть парламентское большинство, которое работает в контексте инициатив президента Украины. Есть правительство, которое работает в тесном взаимодействии с президентом.  

Как председатель профильного парламентского комитета, где законопроект будет проходить подготовку, хочу заверить всех, что одним из главных критериев оценки и внесения поправок в законопроект будут уже имеющиеся у нас несколько заключений Венецианской комиссии, где подробно изложен весь спектр требований европейских стандартов к судебной системе. 

Подготовил Олег АНДРЕЕВ

Подробнее о судебной реформе в Украине читайте в номере за 14 июня.

* Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. Имеет твердую репутацию наиболее авторитетной и непредвзятой в Европе коллегия экспертов по оценке законодательных инициатив.