Загрузить еще

Валерий ХОРОШКОВСКИЙ - в эксклюзивном интервью «КП»: Сводить счеты с Тимошенко не собираюсь!

Валерий ХОРОШКОВСКИЙ - в эксклюзивном интервью «КП»: Сводить счеты с Тимошенко не собираюсь!
Фото: «Сводить счеты - не моя стихия».
«УГРОЗЫ ДЛЯ УКРАИНЫ СТАЛИ ГЛОБАЛЬНЫМИ»

- Валерий Иванович, надеюсь, вас не смутит такой заход в разговор. Обычно люди, которые занимают высокие государственные посты, пеняют журналистам: вот, мол, битый час на интервью потратили, а о самом главном в профессиональном плане, в этой сфере деятельности не спросили! Потому попрошу сделать за меня часть работы. Сформулировать, какие вопросы председатель СБУ считает  необходимым задать себе сам, поскольку они волнуют общество, -  вы же, полагаю, знаете настроения в социуме? И тут же дать ответы. А также сказать, на вопросы какого рода вы не будете отвечать принципиально.

- У меня нет вопросов, на которые я не хотел бы отвечать. Что касается тем, волнующих общество, и тех, которые являются важными для меня, то здесь не всегда возможно совпадение. Потому что мои усилия прежде всего касаются нашей профессиональной деятельности, где, как вы понимаете, не все темы являются публичными. Когда же общаюсь с вами, то готов раскрывать результаты работы, без механизмов их достижения. В процессе разговора мы можем делать уточнения или развивать какие-то темы. Все же хотелось бы идти от журналистского интереса, от ваших ощущений и приоритетов.

- Хорошо. Мне, к сожалению, не удалось найти в электронном каталоге Национальной парламентской библиотеки вашу книгу «Украинский путь. Наброски: геополитическое положение Украины и ее национальные интересы» и прочесть ее. Потому заранее прошу прощения относительно предположений насчет ее содержания, поскольку исхожу лишь из названия. Там идет речь о неких рисках и преимуществах нашего государства - с учетом его места на карте, о мировоззрении  правящих элит? Книга написана достаточно давно, еще до того, как вы возглавили спецслужбу…

- Около десяти лет назад.

- В ту пору вы еще были в бизнесе?

- В 2000 году я был депутатом парламента.

- Тогда что можете сказать - с проекцией на сегодняшний день, сегодняшнюю должность и современную ситуацию - о внешних угрозах  для Украины с учетом ее геополитического положения? Наверняка поле знаний у вас расширилось.

- В книге описывались экономические процессы. А здесь я работаю в рамках задач государственной безопасности с более широким спектром проблем. К тому же за десять лет произошли большие изменения - и в экономическом климате, и в политическом. Прежде всего мир стал глобален. Так что вызовы и угрозы для Украины оказались тоже глобальными. Например, в энергетической сфере (Украина хочет оставаться мощным транзитным государством), в банковской вообще все процессы глобальны - от валютных курсов до макроэкономических процессов. Я уже не говорю о терроризме или международной преступности, наркотрафиках. И когда мы говорим о безопасности, то прежде всего учитываем  интересы страны, нашу способность влиять на  общемировые процессы. Есть ли у нас такой ресурс или мы должны подчиниться уже сложившейся системе, просто стать ее участником? Сделать анализ всех угроз и внести предложения политическому руководству страны - одна из основных функций Службы.

- Продолжим линию, связанную  с внешними вызовами и сотрудничеством Украины с ведущими спецслужбами мира. Дайте, пожалуйста, как профессионал характеристики - что из себя представляют западноевропейские  и американские коллеги СБУ. Верно ли утверждение относительно того, что самыми непревзойденными считаются спецслужбы Израиля? Возможно, более детально вы остановитесь на описании спецслужб арабских государств. Ведь известно, что львиную долю их усилий занимает борьба с терроризмом, а вы не так давно, в марте 2009 года, возглавили Антитеррористический центр СБУ.

- Крайне некорректно давать оценку коллегам. Я считаю: все, кто занимаются этими вопросами, являются высокопрофессиональными специалистами. Замечу, что спецслужбы далеко не идентичны. У них разные цели и задачи. Украинская спецслужба, например, как немногие другие, имеет правоохранительную компоненту. А вот в Румынии функция спецслужбы - собрать и предоставить информацию, а ее реализацией будут заниматься другие силовые ведомства. Есть службы узкоспециализированного характера, как в Великобритании или Соединенных Штатах. Им сегментированно определяют задачи, и в этих рамках они работают. Потому сравнивать можно только схожие, конгруэнтные вещи.  

«ПО ШКОЛЕ МЫ БЛИЖЕ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

- В таком случае с кем из перечисленных мною спецслужб можно сравнивать СБУ?

- Начинать надо со школы - по ней мы ближе к российской ФСБ и КГБ Беларуси. Думаю, меня будут критиковать за эту очевидную правду, но многие наши сотрудники заканчивали специализированные учебные заведения в Москве, Минске, Киеве. Большинство - выпускники одних и тех же учебных центров. Мы похожи в способах оперативной работы, в инструментарии, который имеем, в методах анализа. А у западных спецслужб, как вы понимаете, другая школа. Повторюсь, каждая спецслужба уникальна, потому что рождалась, развивалась, накапливала опыт в различных условиях и в разные исторические периоды. За почти 20-летнюю историю Украины СБУ сформировалась как спецслужба Украинского независимого государства со своими целями и задачами. Это был непростой период постоянного реформирования, который иногда проходил разнонаправленно, что, безусловно, сказывалось на боеспособности самой структуры. Тем не менее удалось сохранить главное - профессионализм. В рамках совместных операций с коллегами из разных стран партнеры отмечают достаточно высокий уровень наших сотрудников. К тому же мы постоянно обмениваемся опытом. На этой неделе, к примеру, у нас прошел семинар, организованный экспертами Национальной полиции Королевства Нидерланды, по противодействию изготовлению и распространению синтетических наркотиков.

- Время от времени в российских СМИ появляются сообщения: пойман шпион - вредитель какого-нибудь соседнего государства. Нам подобная практика близка? 

- Безусловно, функция контрразведки - основная для СБУ. У нас довольно много эпизодов, закончившихся задержанием граждан, которые имели разведывательные устремления. 

- И что же их интересовало?

- Прежде всего - военная сфера и высокотехнологические разработки.

 - Есть ли какие-то пики активности шпионского интереса к Украине?

- Последние пять лет Украина, к сожалению, была весьма комфортной территорией для разведок третьих стран. Сегодня мы в этом вопросе выстраиваем правила, присущие любому уважающему себя государству.  

- Хотелось бы больше узнать о функциях Антитеррористического центра СБУ - пусть  и без  сравнения со спецслужбами арабских стран. Морские пираты основательно досаждают Украине, и не только ей. Но с недавних пор Россия стала демонстрировать наступательную тактику. Достаточно вспомнить, как в минувшем мае российский боевой корабль выследил танкер, захваченный сомалийскими пиратами, сделал серию предупреждающих  выстрелов, а потом на борт  высадился  спецназ… Украина же продолжает платить миллионы долларов бандитам. Позиция силы - не наш стиль?

- Основными задачами Антитеррористического центра при СБ Украины является координация деятельности органов исполнительной власти по предотвращению террористических актов. Сюда входят сбор, обобщение, анализ и оценка информации о состоянии и тенденциях развития терроризма в Украине и за ее пределами; организация и проведение антитеррористических операций, а также координация деятельности субъектов, которые ведут борьбу с терроризмом или привлекаются к  конкретным антитеррористическим операциям.

Если представить, что противник - коррупция, то она после такого удара не выстоит!

 

 

Что же касается борьбы с пиратством, то здесь все зависит от цели и средств. Мы сделали ряд инициативных шагов по пути присоединения к международной операции «Аталанта», призванной бороться с пиратами. На сегодняшний день подготовлена  спецгруппа, которая может действовать за пределами Украины. Но для этого нужно получить согласие Верховной Рады и принять специальный закон. Потому этот вопрос пока остается нерешенным. К тому же применение силы всегда оценивается по главному критерию - заложникам надо сохранить жизнь. Как показывает практика, вариант переговоров всегда менее рискованный. 

«У МЕНЯ НЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОППОНЕНТОВ»

- Продолжим относительно позиции силы, но уже во внутренних политических водах, если так можно выразиться. Читаю комментарии в Интернете к публикациям, где упоминается фамилия «Хорошковский». Часть авторов пишет: «Правильно, Валерий Иванович, сажайте их всех - от мэров маленьких городов до больших политиков, одна мафия!» Другие возмущены: «Идет замаскированная под борьбу с коррупцией расправа над неугодными нынешнему режиму людьми!» Как бы ответили первым и вторым?

- У меня нет политических оппонентов.  Служба безопасности Украины - вне политических процессов, нам это по закону запрещено. Естественно, что сегодня мы анализируем период 2009 года, связанный с прежним Кабинетом министров. Если новые чиновники поведут такую же, мягко говоря, незаконную хозяйственную деятельность, то получат соответствующую  реакцию СБУ. Президент никогда никаких ограничений по этому поводу не устанавливал. Напротив, очень четко заявил:  в борьбе с коррупцией нет политической принадлежности. Мы обязаны в любом случае подавить достаточно слаженную коррупционную систему в Украине. Только с начала года наши сотрудники выявили 1198 уголовно наказуемых преступлений в сфере служебной деятельности, составлено 1636 админпротоколов о коррупции, из них 62 - в отношении чиновников I-III категорий.  

 Но тут важна не столько силовая составляющая, сколько экономическая. Надеюсь, что новый Налоговый кодекс и те изменения в законе о коррупции, вступающие в силу с января 2011 года, помогут нам  снять большинство проблем, которые, собственно, рождают преступления. Создав благоприятную экономическую среду и уменьшив бюрократические препятствия, мы снизим возможности коррупционеров получать незаконные деньги.

- Могу цитировать многие публикации из отечественных и зарубежных источников, где СБУ предъявляют претензии по части нарушения прав и свобод отдельных граждан, упрекают в притеснении сотрудниками Службы неправительственных организаций и фондов. Идут сравнения такого рода - вы копируете жесткие действия российских спецслужб. Ваш комментарий?

- Убежден, что без наличия гражданских свобод невозможно развитие страны. А мы заинтересованы в том, чтобы Украина была успешной. Все, что направлено на процессы демократизации, все, что помогает свободе волеизъявления, свободе слова, мы приветствуем. И будем поддерживать всеми доступными средствами. 

- А как спецслужба может поддерживать такие процессы?

- Очень просто: поддерживать демократические процессы внутри самой Службы и содействовать демократизации общества в целом. Здесь речь идет прежде всего об обеспечении соблюдения законности в ходе избирательной кампании. Это и защита сервера Центризбиркома от несанкционированного доступа, и недопущение подкупа избирателей, и гарантия от иностранного вмешательства во внутренние дела государства.  

В центре иконостаса, что в кабинете Хорошковского - икона «Похвала Богородице», а рядом - святой Валерий Севастийский, его небесный покровитель. 

 

 

«ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО НИКОГДА НЕ БЫЛА БОРЦОМ С КОРРУПЦИЕЙ»

- Вы никогда не скрывали своих либеральных взглядов как человек, успешно  занимавшийся бизнесом…

- В экономическом аспекте я и сегодня уверен, что либеральная модель - кратчайший путь к успеху.

 - ...И не пожертвовали  точкой зрения, когда подали в отставку в январе 2004 года с поста министра экономики по вопросам евроинтеграции в правительстве Николая Азарова, в ту пору - сторонника ЕЭП.  Как сейчас складываются ваши  деловые отношения с премьером?

- Со временем на многое человек смотрит терпимее. В 2004 году темп, который я представлял себе, и темп, в котором происходили изменения в экономике, не совпадали. Иногда ускорение приводит к негативным последствиям. Мы хотим всего и сразу, и я тут не исключение. Но глобальные процессы проходят сложно. Если посмотреть на способы решения проблем в  Европейском союзе, например, на сложность бюрократических процедур в том же Брюсселе, то лишний раз можно убедиться - нужна крайняя толерантность, доверие по отношению к партнерам. Учитывая это, процессы, происходящие сегодня в нашем обществе, объективны. А что касается отношений с Николаем Яновичем, то у нас они всегда были добрыми.

- Вспомним и о другом премьер-министре, с которым вам довелось работать, - Юлии Тимошенко. Юлия Владимировна высоко ценила вас на посту руководителя Таможенной службы, награждала самыми лестными отзывами. Совпадали ли в то время ваши взгляды на борьбу с коррупцией?

- Основная мотивация моего прихода в Таможенную службу заключалась в том, что я видел и понимал, как увеличить доходы государственного бюджета. В том  числе и за счет борьбы с коррупцией. Я взял на себя такое обязательство и его выполнил. А потом у Тимошенко изменилось отношение ко мне исключительно по больному для нее вопросу газа. Даже не газа, а способа его изъятия. После мы уж точно не могли работать вместе. Хотя первоначальные симптомы отмечал и по другим моментам, но не вижу смысла сейчас об этом говорить. 

- Однако Юлия Владимировна полагает, что вы с ней сводите счеты сейчас - в том числе как с борцом против коррупции.

- Юлия Владимировна никогда не была борцом с коррупцией. Это точно не ее характеристика. Сводить же счеты - не моя стихия. Я скорее склонен прощать, особенно если речь идет о личном. Но если кто-то не в ладах с законом, то он будет отвечать.

- Еще вопрос с переходом на личности - о ситуации, сложившейся вокруг Александра Турчинова, который некогда тоже занимал кабинет председателя СБУ. Наблюдаем некий поединок двух глав одной спецслужбы?

- Никаких поединков. А ситуация разовьется исключительно законным образом. 

«МОЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОЗВОЛЯЕТ РАБОТАТЬ С РАЗНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ»

- Ваша карьера на государственной службе довольно тесно связана с президентом Виктором Ющенко. В декабре 2006-го вы были назначены на должность первого заместителя Сов­беза. Но уже в мае 2007-го Виктор Андреевич подписал указ об увольнении Хорошковского, хотя в отставку вы подали сами. И в интервью журналу «Профиль» объяснили причины такого шага: «При приеме на работу были оговорены условия, которые впоследствии изменились без предупреждения». Сейчас возможно более откровенно сказать: что за условия  обсуждали и как они изменились?

- Готов повторить то же самое и сегодня, но не вижу смысла в детализации. У меня есть этический принцип, который позволяет работать с разными руководителями. Никогда не ворошу то, что было. Это наши отношения, служебные ситуации, которые зачастую важнее личных. Мы живем на работе…

- В 2008-м президент Ющенко наградил вас именным оружием, а в январе 2009-го назначил на должность первого заместителя председателя СБУ. То есть подчеркнул степень доверия, оценил потенциал. С президентом Виктором Януковичем у вас сложился столь же прочный служебный  контакт?

- Обсуждать отношения с президентом - неправильно. Мы находимся в рамке «начальник - подчиненный».  Вопрос может возникать лишь у начальника: качественно исполняет свои функции подчиненный или нет. Я уже не раз заявлял, что я - человек контракта. Потому стараюсь исполнить возложенные на меня государственные функции всеми доступными способами.

- Недавно в эфире одного из телеканалов Анатолий Гриценко назвал Валерия Хорошковского «руководителем с советским сознанием» и добавил, что бизнесмен, управлявший многомиллиардным российским  бизнесом, вольно или невольно старается сделать из СБУ кальку ФСБ. Что скажете?

- Бог ему судья.

Фото Максима ЛЮКОВА.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Валерий Хорошковский родился 2 января 1969 года в Киеве. Мечтал поступить в Московское общевойсковое училище имени Верховного Совета СССР, однако придирчивая медкомиссия сказала «нет».

Работал токарем на заводе «Арсенал», водителем в столичном зоопарке. Отслужил в армии. В 1994 году окончил юридический факультет Киевского госуниверситета имени Шевченко. Занялся бизнесом: успешно торговал металлом, итальянской мебелью. 

С 1997-го по 2001 год - активист Народно-демократической партии Украины. Был помощником премьер-министра Валерия Пустовойтенко. На парламентских выборах 1998 года получил мандат депутата по одному из избирательных округов в Крыму. В 2002-м возглавил список новой политической силы - «Команды озимого поколения», однако «всходов» в виде мест в Раду «озимые» не получили.

С 2002-го по 2004 год - министр экономики по вопросам европейской интеграции. В конце 2004 года назначен на должность вице-президента компании «Евраз», одного из крупнейших производителей стали в России. В сентябре 2005-го избран главой наблюдательного совета телеканала «Интер».

В 2008 году в рейтинге «200 самых влиятельных украинцев» по версии журнала «Фокус» занял 28-е место. Доктор экономических наук. Женат, отец двоих сыновей и дочери.