25 ноября
Загрузить еще

Политическую карьеру Черномырдина сломал Лужков?

Политическую карьеру Черномырдина сломал Лужков?
Фото: Политическую карьеру Черномырдина сломал Лужков?

 Виктор Степанович Черномырдин - яркая фигура в российской политике. Он в паре с Рэмом Вяхиревым создал и возглавил самое влиятельное коммерческое предприятие Газпром. Сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от обычного слесаря до второго человека в государстве. Кто-то его ругает, связывая с его именем ваучеризацию, рыночный капитализм, появление финансовых пирамид. Кто-то уверен, что Черномырдин в тех сложнейших экономических условиях, напротив, сумел поставить заслон полному финансовому краху и банкротству страны. Все отмечают, что он выкладывался в работе по максимуму - делал все, на что был способен. А уж его неожиданные изречения, мгновенно становящиеся крылатыми («Хотели как лучше, получилось как всегда»), давно ушли в народ, придав образу серьезного политика неподражаемую изюминку.

Черномырдин похоронен на Новодевичьем кладбище с большими почестями. Его именем на его родине в Оренбургской области будет названа улица. Мы поговорили с людьми, кто работал с ним бок о бок и чье мнение о Черномырдине хоть и субъективно, но возникло при личном общении. Вот что рассказал нам политик Алексей Митрофанов.
 
«Он слишком понадеялся на Кремль»
 
- Очень тяжелые моменты пришлись на годы его премьерства. Один путч 93-го года чего стоил. У него были потрясающая интуиция и отличные знания в области экономики, политики, - рассказал «КП» Алексей Митрофанов. - Черномырдин вытаскивал страну в момент, когда Россия была в переходном периоде. Об этом все говорят, но никто не объясняет суть этого периода. А суть в том, что в этот момент в 90-е годы умирал военно-промышленный комплекс, который составлял 70 процентов советской экономики, когда вся страна работала на ВПК - строили ракеты, самолеты, артиллерию, танки. И вот в тот момент остановились огромные заводы ВПК, кадры уходили, люди оставались без работы. Представляете, как было социально опасно. Надо было держать страну. И именно в этот тяжелейший момент на премьерский пост пришел Черномырдин. У него уже был огромный опыт создания и работы в Газпроме, который громадные деньги перемалывал, решал государственные задачи, платил пенсии, оказывал поддержку регионам, дыры в бюджете затыкал, многие вопросы решал социальные и экономические. Не зря Черномырдин пришел в тот момент, понимаете? Другой бы не справился. Вот в чем его историческая роль.
 
Вы знаете из истории, что Ельцин отправил его в отставку за пару дней до его 60-летия, и он сильно переживал.
 
После этого всего за несколько месяцев произошел дефолт, упала экономика. Конечно, он бы не допустил дефолта. И не дал бы проводить такие меры, которые выбрали молодые реформаторы. Он вообще резких мер не допускал. И Ельцин понял это и попросил его вернуться. В тот момент Черномырдин знал, что Кремль его поддерживает, чувствовал, что премьерство идет в руки. Но в России за все надо бороться. Он не ожидал, что его кандидатура, поддержанная Кремлем, не пройдет голосование в Думе, что его предаст фракция коммунистов.
 
Виктор Степанович с внучкой Машенькой. 1993 год.

 
Вот в этот важный момент, когда Черномырдин был в шаге от премьерства, его подвела интуиция. Он поверил в свой выигрыш. А надо было подстраховаться и, не доверяя фракции коммунистов, поработать с многочисленными депутатами-одномандатниками, чьи голоса могли перевесить в его пользу. Мало кто знает подоплеку тех политических событий. Расскажу вам. Ведь это Лужков тогда боролся за должность премьера и смутил коммунистов, уговорил их проголосовать против Черномырдина. А в итоге Лужков сам себя перехитрил. Потому что он отобрал премьерство у Черномырдина, но и сам не стал премьером, а стал им третий - Примаков, который не очень-то и рвался к этой должности на самом деле.
 
Как всегда в России и бывает - двое дерутся, а третий, тихий, проходит. И вот это был переломный момент политической истории.
 
- А почему Ельцин вообще отправил Черномырдина в отставку, пригласив Кириенко, а потом предложил Черномырдину вернуться?
 
- Это была тонкая история. Ельцин чувствовал, что Виктор Степанович реально забрал все нити управления в стране. Все ему стало подчиняться. А Ельцин такие вещи сек. Он не хотел терпеть рядом слишком сильного партнера. Но Ельцин быстро понял свою опрометчивость с отставкой, когда произошел дефолт. Однако после предательства коммунистов во время голосования уже ничего нельзя было изменить. Печально это было для Черномырдина. И трудно сказать, как бы все для страны развернулось. Но ясно, что это была бы другая страна.
 
Какая - это вопрос для обсуждения.
 
Виктор Черномырдин, Алла Пугачева и Юлия Тимошенко на концерте в Киеве 22 апреля 2009 года.

 
- Черномырдин обижался на коммунистов-предателей?
 
- Конечно. Он очень злился. Их отношения так и не восстановились. Зюганов не пришел на гражданскую панихиду не просто так... Тогда у Черномырдина был шанс стать сначала премьером, а потом президентом. Черномырдин хотел стать президентом. Он был настоящим партийным работником. Все нити управления государством: экономические, политические, крупнейшие монополии, международные связи - все это было в руках Виктора Степановича. На момент своего премьерства он имел международную известность. Они на пару с Ельциным правили. Ельцин отвечал за политику. Он - за экономику. И даже юридически несколько дней Черномырдин руководил страной. Во время его похорон забыли факт, что он был на мгновение реально нашим президентом! Ельцину сделали операцию 3 ноября 96-го года. Вот на пару дней в ноябре 96-го года Черномырдин был и. о. президента. Не формально, а фактически и юридически. Был подписан указ соответствующий. Чемодан же отдали ему не просто так. И это факт нашей истории. Если бы голосование пошло иначе, тогда бы Примаков не стал премьером. Не пошла бы вся эта цепочка.
 
И у Черномырдина на 80 процентов был шанс стать президентом. Кто знает, как пошла бы история... Сейчас я отдаю себе отчет, что ведь и лично я мог повлиять тогда на ход истории.
 
- Это каким же образом?
 
- А вот так. Тогда перед голосованием переговоры велись с вождями партий, которым предлагалось, чтобы фракции проголосовали за кандидатуру Черномырдина на пост премьера. И я, и вся фракция ЛДПР проголосовала «за», как и родная партия Черномырдина «Наш дом - Россия». А вот фракция коммунистов обещала, но слово не сдержала. И перед вторым туром голосования ко мне обращались люди с предложением создать команду и провести работу с моими знакомыми депутатами-одномандатниками, не входящими ни в какую фракцию, а таких было много. Я тогда отказался помогать Черномырдину. Мне казалось неправильным его возвращение - вроде как пришли молодые, вот и пусть действуют. Но если бы люди Черномырдина грамотно провели работу с индивидуальными депутатами, все могло бы быть иначе. А так он выпал из большой политики. Дальнейшая его работа на Украине - сами понимаете, уже нечто другое.
 
Но... здесь могу поделиться информацией, о которой знают единицы. У него сложились ОСОБЫЕ отношения с Юлей Тимошенко!
 
Вот такие оценки в дипломе Черномырдина.

 
«Черномырдину очень нравилась Тимошенко»
 
- Примечательный, интересный и неизвестный эпизод его биографии - это Юлия Тимошенко. Юля - очень загадочный человек в его жизни. Это было в его уже следующем этапе - 2000 год, Украина. Он с ней был в очень хороших отношениях. Он учил Юлю уму-разуму еще в Газпроме. Всегда ставил на нее.
 
- Он расстраивался, что она не стала президентом Украины?
 
- Да. Янукович от него дальше. Но уже это была ситуация, когда он сильно болел (у него обнаружили рак) и ему было ни до чего. А вот в 2000-е годы ему Юля нравилась. Причем не только как выдающийся политик, но и как женщина. Политически она была в другой коалиции, а по-человечески она была ему близка. Так часто бывает - когда партия против вашей партии, но человек в другой партии вам лично нравится и у вас хорошие взаимоотношения, даже более чем.
 
- Уточните - что значит «более чем»?
 
- Может быть, симпатия была на ранней стадии. В конце 90-х годов...
 
90-е годы, когда Юля бегала по Газпрому. Она знаете как ходила по Газпрому? За ней везде следовал ее охранник и носил коробки с платьями на вешалках. Она от одного начальника к другому ходила, переодеваясь.
 
- Зачем?!
 
- Ну, знаете, чтобы не быть лохушкой - в одном платье ко всем начальникам! (Смеется.) Приходила в одном, попроще, а уж к высшему руководству, к Черномырдину, шла - надевала все, что можно! Юля была не проста. Черномырдин замечал красивых женщин, начинал «пылить» и улыбаться. И Юля ему нравилась сто процентов. Он за ней ухаживал.
 
«Газпром не отдал немцам»
 
- А какое наследство оставил Черномырдин родным? Где-то читала, что он был обладателем больше трех миллиардов долларов, кучи недвижимости, в том числе в Сочи, на Красной Поляне.
 
- Он, конечно, был не беден, но вот в чем дело. Он бы в те лихие 90-е годы мог бы ЛЕГКО разрубить Газпром на куски и лучшие жирные куски забрать себе и вместе с немцами приватизировал бы его - и кто бы ему чего сделал?! Газ-то идет в Германию. А он оставил свое детище государству. Потому что он государственник. И это очень ценил Путин. Между Путиным и Черномырдиным, кстати, были хорошие личные отношения... Во многом именно потому, что Черномырдин отдал свою империю государству и сказал: «Я сделал для страны все, что мог. Не подведите - сделайте лучше».
 
Семья Черномырдиных (слева направо): Виктор, отец Степан Маркович с внуком Виталием, мама Марфа Петровна, жена Валентина.

 
- А он в интригах участвовал?
 
- Ну а как же! Вся политика состоит из интриг. Виктор Степанович был мастером интриг.. Приведу пример.
 
Я боролся за привлечение иностранных инвесторов к газовому крупному месторождению. Все зависело только от решения Черномырдина. Если бы он дал добро, иностранцы бы инвестировали в месторождение громадные деньги. Но он... так изысканно, мягко «сливал» иностранцев. Культурно принимал их, заговаривал зубы, что-то объяснял, даже пел и развлекал... Он не говорил сразу: ничего не получится! А так мягко уходил от ответа. Не отказывал, но и не пускал. Это и есть интрига. И такие интриги у него каждый день были. Он много обещал. Что-то делал, что-то нет. Многим подписывал кучу бумаг, которые не решались совершенно. Поступал правильно, так жизнь политическая устроена. Да и как политик такого класса может быть не вовлечен в интриги?!
 
- В жизни каким он был?
 
- Общительным, веселым, компанейским. Он собирал оружие. Ему часто дарили ружья. Он был охотником. Мог выпить на отдыхе. Прекрасно играл на гармошке, балалайке. Любил петь. Любил украинскую кухню. Вареники со шкварками.
 
- Когда вы с ним последний раз общались?
 
- Этим летом мы виделись, когда он приехал с отдыха с Украины. Уже ощущалось, что он неважно себя чувствует. У него не было настроения. Обычно веселый, тут он показался непривычно мрачным.
 
- Одна из его последних фраз, которая вам запомнилась?
 
- Запомнилась фраза про меня. Поэтому и запомнил. Он сказал про меня: «Ну, Митрофанов, он ну такой...  понимаете, он такой немножко...» И скороговоркой добавил: «Но такие тоже нужны, нужны обязательно!» Это было в фирменном черномырдинском стиле.
 
СТРОКИ БИОГРАФИИ

Семья Черномырдина выживала за счет пуховых платков
 
Несколько лет назад в Оренбургском издательстве вышла книга «Земляк» о жизни Виктора Степановича в родном селе Черный Отрог. Сегодня мы публикуем отрывки из этой книги.
 
 Младшая сестра Черномырдина Екатерина Степановна, учительница одной из орских школ, не скрывает, что родители трудились не покладая рук, но «достаток в дом так и не приходил».
 
- Летний вечер. У нас каникулы. Самый старший брат Николай - курсант военного училища - на побывку приехал. Ужинаем во дворе под навесом. К чаю мама по ложечке сахара младшим детям раздает. Средний брат Саша упустил этот момент, берет сахарницу и три ложки в кружку к себе кладет. А наши глаза так и бегают за ложкой от сахарницы к кружке. Заметил это Саша, размешал чай в своей кружке и разлил по нашим.
 
Праздниками для нас были дни, когда мама возвращалась из Оренбурга, куда изредка ездила, чтобы продать связанный пуховый платок. Обновки, сладости. И по пять копеек на кино перепадало нам в такие дни. А в обычные дни даже такой мелочи родители счет знали. И вовсе не от скупости. Но пятерых детей вырастили-воспитали, каждого на ноги поставили, образование дали, а это, извините, во все времена дорого стоит.
 
После десятилетки поехал Виктор поступать в летное училище. Хотел стать военным, как старший брат Николай. Но не повезло Вите, волновался, давление подскочило. Не прошел он в летчики. Вернулся домой...
 
По дому, хозяйству у каждого были свои обязанности. Корову, свиней, кур держали. Кормить свиней, чистить сарай - это числилось за Витей. А по зимним вечерам пух козий обрабатывали - и от этого никого не освобождали. Считайте, обувалась-одевалась семья за счет пуховых платков.
 
В Орске Черномырдин поступил в техническое училище. Получил профессию машиниста установок нефтепереработки. Пошел на завод по специальности. Потом - призыв в армию.
 
Служил на Дальнем Востоке. Под конец службы удача улыбнулась - перевели его в Домбаровку, всего несколько сотен километров от Черного Отрога.
 
И года после армии в холостяках не проходил - от девушек отбоя не было. Не монашествовал, влюблялся. В школе нравились молодые и красивые учительницы: то немецкого языка, то физики. Старался получать отличные оценки.
 
В сердечные дела Виктор сестру Наталью посвящал, у них разница в возрасте подходящая. Мне же мама, как только они на танцы принарядятся, приказывала: «Пригляди, с кем и куда направляются! И чтоб недолго».
 
Делать нечего, докладывала. Да и самой же любопытно было. А женился Виктор в 1961 году, под самый конец года.
 
С будущей женой Валентиной Виктора Степановича познакомил друг Иван Дмитриевич Шипилов.
 
- Я рано женился. И у моей жены была подруга Валя. Она в швейном ателье работала, мать - уборщицей в районном суде. Красные даты календаря в те годы большими компаниями отмечали. Вот и собрались мы седьмого ноября у меня в комнате коммунальной квартиры. Говорил же, моя жена и Валентина подружками были. А какой праздник без подруги рядом. Надо же и ей жениха присмотреть...
 
Вот и присмотрела. Да и Виктор приметил ее. Со свадьбой не тянули. В Новый год и справили...
 
Подготовила Ольга КЛИШИНА («КП» - Оренбург»).