25 ноября
Загрузить еще

Оружие вождей

Оружие вождей
Фото: Заседание XVII съезда ВКП(б). Сталин целится в зал.

Когда в годы коллективизации в деревню посылали «двадцатипятитысячников», каждый из них, кроме пропагандистской литературы и небольших финансовых средств, получал наган с патронами. Оружием награждали тех, кто был приближен к власти. Маузеры, наганы, браунинги доставались полярникам и продвинутым ученым, героям труда и просто преданным власти известным гражданам. По должности их получали секретари обкомов и крупных партийных организаций. А те, кто находился на вершине политического олимпа (секретари ЦК, ключевые министры и высшие чиновники), имели привилегию: возможность хранить, носить и использовать боевое (не говоря уж об охотничьем и спортивном) оружие в любых количествах… 

ЛЕГЕНДА О БРАУНИНГЕ ЛЕНИНА

Советские люди впервые увидели Владимира Ильича Ленина с пистолетом в руках в фильме «Шестое июля». Во время левоэсеровского мятежа 6 июля 1918 года вождь революции демонстрирует решительность: берет из стола пистолет, похожий на браунинг, передергивает затвор и кладет оружие в карман. Но на самом деле ситуация эта никакого исторического подтверждения не имеет. И, скорее всего, была просто творческой находкой режиссера.

Но пистолет у Ленина, по воспоминаниям современников, все же был. Например, когда в 1919 году банда Якова Кошелькова остановила автомобиль Ленина на Русаковской улице в Сокольниках, у вождя из карманов пальто вытащили бумажник и браунинг. Потом, когда банду разгромили, а самого Кошелькова застрелили, при нем нашли два пистолета: маузер и тот самый ленинский браунинг, который, по некоторым сведениям, был возвращен вождю. Дальнейшая судьба этого пистолета неизвестна…

Историки знают, что некий арсенал у Ленина все же был. Вождь революции был страстным охотником. Пристрастился еще во время ссылки в Шушенском и охотился до конца жизни. Известно по крайней мере о двух его охотничьих ружьях. Одно, подарок тульских оружейников, кстати, с комплектом для самостоятельного изготовления патронов, упоминается в книге «Подарки Ленину», другое, с которым он охотился, хранится в Горках.

Вероятно, был у Ильича еще и наган. Во всяком случае, кобуру для него (а также шинель и буденовку) ему подарили солдаты 195-го Ейского полка. И вряд ли эта кобура когда-то пустовала. Но о ленинском нагане в исторических документах никаких упоминаний нет.

Ильич был и остался самым скромным из советских вождей и в смысле владения огнестрельным оружием… 

ДЕСЯТЬ ПИСТОЛЕТОВ КИРОВА

Лидер ленинградской парторганизации и любимец Сталина Сергей Миронович Киров, как и Ленин, очень любил охоту. Пристрастился он к ней еще в начале 20-х годов в Грузии и Азербайджане. До наших дней сохранился его охотничий билет, выданный в 1923 году в Баку.

Он был прекрасным стрелком и лично готовил свой многочисленный арсенал к охоте. Если в начале 20-х у него было только два охотничьих ружья - «Виккерс» и «Лепаж», то через десять лет, как свидетельствуют архивные документы, Киров владел не менее чем десятком гладкоствольных и нарезных ружей.

Одно из ружей было американское, Киров называл его «фузия». Два охотничьих ружья хранятся и ныне в Музее С. М. Кирова: Sauer&Sohn (Suhl) и «Грюнер»…

Еще в этот арсенал входили ружья: браунинг 12-го калибра; винчестер с дарственной монограммой «Дорогому товарищу Кирову от Газанфара. Баку. 15 февраля 1924 года»; одноствольное нарезное охотничье ружье Devisme; две охотничьи винтовки «Маузер».

Перед охотой Киров сам снаряжал патроны, никому не доверял чистку и смазку своего оружия. В ноябре 1934 года Военно-охотничье общество получило лицензию на отстрел двух лосей, и Киров был приглашен на лосиную охоту. Но поохотиться в этот раз ему было уже не суждено: Кирова через месяц застрелил прямо в Смольном Николаев, за женой которого главный ленинградский коммунист приударил. Кстати, в память о Кирове зимнюю охоту на лосей в тот год вообще отменили.

Но кроме ружей, у Кирова дома был целый склад боевого оружия: одних маузеров было 4 штуки, три из них калибра 6,35 мм и один 7,63 мм. В коллекции были также мощные парабеллум и именной ТТ, вальтер калибра 6,35 мм, два пистолета Ortgies (7,65 мм) с инкрустацией и один Webley & Sсott. Но в 16 часов 30 минут 

1 декабря 1934 года весь этот арсенал оказался бесполезен. Выстрел из обычного нагана прервал жизнь и карьеру выдающегося охотника и «любимца партии». 

«ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК» НИКИТА ХРУЩЕВ

А вот об оружии Никиты Хрущева, больше 10 лет возглавлявшего КПСС и СССР, известно немного. Он был большим любителем охоты и часто выезжал пострелять в Завидово, Барсуки (Калужская область) и Залесье (охотхозяйство близ Киева).

Стрелял Хрущев неплохо, и на даче в Огареве даже был тир, в котором он вместе с охраной тренировался в стрельбе по тарелочкам. Естественно, именно первый секретарь занимал всегда первое место.

Да и сам он был достаточно высокого мнения о своих охотничьих достоинствах. В мемуарах он вспоминал довоенную поездку с Булганиным и Маленковым в Завидово, где в то время уже находился Ворошилов: «Прошу не понимать меня как некоего типичного охотника-хвастуна, но мне действительно удалось тогда убить на одну утку больше, чем Ворошилову. Почему я об этом говорю? Да потому что везде у нас гремело: «ворошиловские стрелки». Ворошилов, дескать, стрелял из винтовки и охотничьего оружия лучше всех. И на самом деле стрелок он был хороший, но только компания эта в печати носила очень уж подхалимский характер».

Но что точно, опережать Хрущева на охоте как по точности выстрелов, так и по количеству трофеев было противопоказано. Например, как вспоминал генерал Н. С. Захаров, зимой 1959-го в Завидове у Хрущева вышел спор с членом политбюро Кириленко о том, чей выстрел свалил кабана (стреляли они практически одновременно). Егеря, освежевавшие тушу и извлекшие из кабана пули типа «жакан», сделали вывод, что пуля Хрущева убила кабана, а Кириленко только ранил зверя. Кириленко вспылил, назвав егерей подхалимами, а Хрущев в ответ сказал: «С вами, товарищ Кириленко, я бы в разведку не пошел!» А потом, не прощаясь ни с кем, уехал. Нужно ли говорить о том, что вскоре на посту Кириленко оказался Фрол Козлов, который не спорил с Хрущевым по поводу охоты? 

ЧЕТЫРЕ КОЛЬТА БРЕЖНЕВА И 128 СТВОЛОВ МАРШАЛА ГРЕЧКО

Леонид Ильич Брежнев был настоящим фанатом оружия. Скорее всего, его первая встреча с наганом состоялась в 1927 году, когда он после окончания техникума начал работать землеустроителем в Курской области. Учитывая сложную обстановку в деревне, советская власть часто вооружала не только «двадцатипятитысячников», председателей колхозов, партийных секретарей, но и «рабочую интеллигенцию», к которой тогда относился Брежнев.

Подарок Брежневу от американских оружейников.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. Брежнева наградили личным маузером К-96 калибра 7,63 мм. На металлической части кобуры-приклада надпись: «За боевые заслуги». А через год у будущего генсека появился другой великолепный образец немецкого оружия - маузер М-712, имевший необычную для того времени возможность - он мог стрелять очередями.

Следующие поступления в коллекцию Брежнева относятся уже к семидесятым годам. Теперь это были уже не награды, а подарки. И тут можно сделать, как говорили в прошлом, «лирическое отступление». Генеральный секретарь не был фанатом кино, но любил американские вестерны. Говорят, не без его участия у нас появлялись на экранах фильмы производства «вероятного противника», по ТВ пошла телепередача «В стране «вестерн», а потом появились и «социалистические» вестерны производства ГДР с югославом Гойко Митичем в главной роли.

 

Но больше всего Брежневу нравился исполнитель главной роли в американском сериале «Стрелок» (The Rifleman) Чак Коннорс. В 1973 году на приеме в честь Брежнева, устроенном президентом США Никсоном, талант и поклонник встретились лично. И Коннорс преподнес генеральному секретарю два кольта Peacemaker и ковбойскую шляпу. Говорят, Брежнев был в восторге.

А потом актер рассказал руководству фирмы «Кольт» о своем подарке, и было принято решение изготовить для Брежнева два эксклюзивных револьвера с заводскими номерами ЛИБ-1 (Леонид Ильич Брежнев-1) и ЛИБ-2. Украшенные богатой гравировкой, отделанные золотом и слоновой костью, они сами по себе - произведение искусства. На рукоятке надпись на русском: «Оружейная компания Кольта Генеральному секретарю Л. И. Брежневу». Леонид Ильич неоднократно стрелял из них и даже брал их на охоту, как профессиональные американские охотники на медведей гризли, берущие с собой, кроме винтовки, еще и револьвер. А вручил этот подарок Брежневу президент Джеральд Форд в ноябре 1974 года во время встречи во Владивостоке.

Естественно, в брежневской коллекции нашлось место и оружию «агента 007» Джеймса Бонда - 7,65 мм вальтер ППК образца 1931 года. Но подарили генсеку этот пистолет наши джеймсы бонды: на 70-летие оружие вручили Брежневу руководители КГБ Украины. У пистолета позолоченный корпус и надпись: «Маршалу Советского Союза Леониду Ильичу Брежневу». А на футляре - «Дорогому Леониду Ильичу от чекистов Украины». Неизвестно, опробовал ли оружие Бонда «дорогой Леонид Ильич», а вот из другого подарка - изготовленного в 1972 году в Германии легендарного парабеллума образца 1900 года (тоже с гравировкой и вензелем владельца) он любил пострелять.

Вообще такие подарки Леонид Ильич получал часто. Побывал, например, в Чехословакии в 1977 г. - обзавелся 9 мм пистолетом «Чезет-75» с гравировкой на кожухе затвора: «Товарищу Брежневу Л. И.».

В Центральном музее Вооруженных сил выставлялась часть его обширной коллекции оружия, в которой было 11 пистолетов и револьверов и 13 винтовок и гладкоствольных охотничьих ружей. На самом деле арсенал генсека был значительно шире, особенно за счет подаренных ему стволов, но он часто передаривал их друзьям, родственникам и даже водителям. Зять Брежнева Юрий Чурбанов рассказывал мне, что только ему Леонид Ильич подарил пять или шесть великолепных охотничьих ружей. Все они были изъяты после ареста Чурбанова в 1987 году. Только одно из них - английской фирмы «Перде» - было возвращено владельцу в середине 90-х.

А заместитель начальника охраны Брежнева В. Т. Медведев вспоминал, что на даче генсека в Заречье в трех сейфах хранилось 90 нарезных и гладкоствольных ружей, причем в те времена хорошее ружье стоило около 50 тысяч рублей (средняя зарплата в СССР в 70-е годы была около 150 рублей в месяц).

В коллекции Брежнева были и довольно редкие сейчас пистолеты. Испанская «Астра» модели 303 образца 1922 г. - подарок МВД, «ЗИГ» П-210 образца 1949 г. швейцарского производства - им одарил генсека министр гражданской авиации Бугаев...

Из охотничьего оружия Брежневу больше всего нравились винчестер, подаренный ему на 60-летие Михаилом Шолоховым, и карабин системы Маузера, выпущенный фирмой «Голланд - Голланд», подарок маршала Гречко.

Леонид Ильич неоднократно брал ковбойский кольт на охоту. 

А сам Гречко, министр обороны СССР, был тоже не промах в смысле оружия. Офицер «девятки» Евгений Родионов, работавший с министром, вспоминал: «У него было сто двадцать восемь стволов оружия. Нарезного, гладкоствольного. Ну и пистолетов. И подаренных, и не подаренных. Вот за эти за сто двадцать восемь стволов я лично отвечал... После смерти Андрея Антоновича я еще три месяца с оружием рассчитывался, все сдал…»

Редакция благодарит Центр по связям с прессой и общественностью ФСО РФ за помощь в подготовке материала.