25 ноября
Загрузить еще

Сергей ТИГИПКО: «Времени для реформ у нас не просто мало - его нет»

Сергей ТИГИПКО: «Времени для реформ у нас не просто мало - его нет»

«Трудовой кодекс доработаем в апреле»

- Добрый день, это Анна из Днепропетровска. Многие ругают Трудовой кодекс: мол, он написан для работодателей, а не для работников. Насколько я знаю, его сейчас забрали на доработку - есть ли вероятность, что спорные моменты исправят?

- Работодатели не согласны с 7-10 позициями, причем часто по принципиальным вопросам. Вообще после кризиса очень многие страны начали трансформировать свое трудовое законодательство. Система должна быть гибкой: вот в Испании, к примеру, из-за того что предприятия не могли сократить 15-20 процентов рабочих, они обанкротились полностью, и на биржу труда ушли вообще все рабочие.

Нужно найти золотую середину между интересами наемного работника, которого будут представлять профсоюзы, и инвестором, работодателем. И доработка Трудового кодекса начнется с апреля.

- Меня зовут Ирина, Я из Житомира. Работала бухгалтером, но была уволена, и теперь нигде не хотят нанимать. Говорят, возраст. А мне 52 года. Что мне делать?

- Знаете, в свое время я был большим работодателем - принимал людей на работу. К работникам-женщинам у меня никогда не было предубеждения: если нужна аккуратность и надежность, например, в работе с документами, нужно поручить ее женщине.

Многим из тех, кто сейчас ищет работу, придется осваивать новые специальности. Нет ничего страшного в переквалификации. В дальнейшем работник должен будет предъявлять высокие требования к самому себе, чтобы конкурировать на рынке труда.

А рабочих мест и так хватает. Спрос на рабочих есть - например, в Киеве больше 100 тысяч вакансий. Правда, это в основном неквалифицированные рабочие места.

- Добрый день, звонит Инна из Киева. В пятницу исполнится год со дня инаугурации Януковича. За это время вы ни разу не пожалели, что пошли в команду президента?

- Наоборот, мне нравится, что президент берет на себя ответственность за самые наболевшие проблемы страны и требует проведения реформ. Это - его честная позиция, он сам отвечает нам, как жить лучше. И меня такая позиция также стимулирует.

«Взяток мне не предлагают»

- Я из Севастополя. Меня зовут Алексей. Доводилось ли вам сталкиваться с коррупцией за тот год, что вы находитесь на своей должности?

- Лично мне - нет. Система коррупции очень гибко работает: если прямых выходов на человека нет, все ищут какие-либо подходы. Но я стараюсь даже видом своим показать, что мне это не интересно. Для меня это - философия: давать деньги или брать их - все равно что красть у пенсионера.

- Михаил, Харьков. Как стимулировать работодателя перестать выплачивать зарплату в конвертах? Звучало предложение даже «сдавать» налоговой недобросовестных работодателей, но почему-то работники не спешат этого делать…

- Работники должны сами понимать, что зарплата в конверте подпиливает сук, на котором они сидят. Ведь соотношение людей, которые платят взносы, и пенсионеров уже почти сравнялось 1:1 - это самое худшее соотношение в ЕС. То есть каждый официально работающий человек должен будет обеспечить одного пенсионера, он будет платить в Пенсионный фонд примерно 1500 гривен. И тенденция только ухудшается.

Добиваться легализации заработных плат мы будем несколькими способами. Во-первых, собираемся просто объяснять людям, к чему приведут «серые» зарплаты. Во-вторых, введем индикативные зарплаты на некоторые должности. То есть будем устанавливать средний уровень, ниже которого не может быть зарплата, например, директора. А то сейчас множество директоров заводов имеют зарплату в 750 гривен. Мы будем предлагать, что если у человека есть 10 подчиненных, то его зарплата однозначно выше, например, трех тысяч гривен.

Еще мы усилим ответственность за создание нелегального рабочего места. Я считаю, наказывать нужно не тюремными сроками, а «гривней». Кроме того, нужно принимать гибкое трудовое законодательство. 

Я представляю, какие обвинения посыплются в мой адрес… Но мы это сделаем, иначе поступим нечестно в отношении пенсионеров, которые, собственно, и построили нашу страну.

«Никто не оставил готовых решений»

- Добрый день, я Галина из Киева. На днях президент раскритиковал правительство: сказал, что реформы проходят слишком медленно. А накануне 100 дней Кабмина вы просили потерпеть еще два месяца - мол, начнутся преобразования… Но времени прошло уже гораздо больше!

 - Темпы действительно довольно низкие. Потому что нет готовых решений - а изучить чей-то опыт, перенять его, переложить на наше законодательство очень сложно. Кроме того, каждую реформу должны воспринять люди, ее нужно объяснять. Вот пенсионную реформу, к примеру, давно уже можно было бы принять - но мы слушаем и обсуждаем, какие изменения вносить в законопроект. К тому же некоторые вещи тормозит и бюрократия, приходится буквально продавливать.

Знаете, чем быстрее сделаем ключевые реформы, тем раньше начнем развиваться. Поэтому времени у нас не просто мало, его нет. В этих условиях мы сейчас очень стараемся и, поверьте, делаем все что можем.

- А правда ли, что средняя пенсия может до конца года дорасти до 1380 гривен?

- Эта цифра вполне реальна. Если парламент проголосует за пенсионную реформу, что позволит нам нарастить поступления в Пенсионный фонд, мы выйдем как раз на такой уровень средней пенсии.

- Это звонит Евгений, Запорожье. Будет ли предусмотрен перерасчет пенсий для военнослужащих?

- После принятия пенсионной реформы увеличится выслуга лет военных: было 20 лет, будет - 25. Делать будем это постепенно: каждый год по 6 месяцев.

Кроме того, сегодня военные смогут получать в качестве пенсии не 90% своего денежного содержания, а всего 80%. 

А вот военные пенсионеры смогут работать и дальше, получая полную пенсию. У них будет полная зарплата и пенсия в придачу. Что касается пересчета самих пенсий, возможно, изменим механизм.

Фото Артема ПАСТУХА и из архива «КП».

КСТАТИ

«Выборы будут в 2012 году. Не позже»

Наталья, Бровары:

- Слышала заявления некоторых депутатов - мол, парламентские выборы нужно провести в 2015 году. Считаете ли, что это правильно? Будет ваша партия баллотироваться в Раду?

- Чем позже случатся парламентские выборы, тем дольше под крышей Рады будут заседать нынешние депутаты. Им такая ситуация выгодна. Но не думаю, что дату перенесут на 2015 год: это было бы очень серьезное нарушение демократических принципов и нас бы ждала очень жесткая реакция мирового сообщества. Не думаю, что кто-то рискнет такими вещами… Тем более что, по последним изменениям, внесенным в Конституцию, выбирать парламент будем все же через полтора года.

Моя партия на выборы непременно пойдет. Я уверен, что к тому времени у нас будут сильные позиции, потому уже будут ощутимы результаты тех реформ, которые мы сегодня проводим. 

- А насколько серьезны разговоры, что вы подумываете отказаться от «Сильной Украины»?

- Я трачу очень много времени и сил на партию. Поймите, политик-одиночка не так эффективен, как политик, имеющий поддержку в Раде. И если бы у «Сильной Украины» была фракция в парламенте, многие реформы шли бы гораздо быстрее.