Загрузить еще

Евгений Царьков: "Здоровье нации, ее генофонд и финансовое благополучие страны - это три кита, на которых стоит закон о госмонополии"

Евгений Царьков:
Фото: Один из авторов законопроекта Евгений ЦАРЬКОВ

Они предлагают ввести государственную монополию на производство и реализацию коньячного и плодового спирта, алкогольной продукции и табачных изделий. Значит ли это, что предприятия, уже давно перешедшие в частную собственность, будут национализированы, каким образом государство будет контролировать отрасль, какую пользу принесет монополия, "КП" поинтересовалась у одного из авторов законопроекта Евгения ЦАРЬКОВА.

"НИКТО ЗАВОДЫ ОТБИРАТЬ НЕ БУДЕТ"

- Евгений Игоревич, Компартия предлагает государству монополизировать алкогольную и табачную отрасли, и, признаться, это очень напоминает 17-й год прошлого столетия, когда одним из лозунгом Великой Октябрьской революции был: "Земля - крестьянам. Фабрики - рабочим"! То есть Компартия опять призывает забрать заводы?

- Это уже навязчивая идея - вспоминать в связи с предложенным законопроектом события столетней давности. Никто заводы отбирать не будет. Частные инвестиции, рецептура, бренд и прочее останутся у собственника. Госмонополия подразумевает выдачу лицензий на производство, контроль над реализацией готовой продукции и сбор налогов, и это закономерно. В данный момент для уменьшения налоговых отчислений собственники часть прибыли выплачивают как гонорар "за рецептуру", часть - как гонорар "за технологию", потом всякие роялти и тому подобное, а остальное - в офшор. Иногда даже и убытки показывают, при этом прибыль от производства ликеро-водочной продукции зашкаливает за 270-350% в год. "Спиртовики" заявляют, что они пополняют бюджет на 5 миллиардов, но умалчивают, что зарабатывают в десятки раз больше на том, что разбавляют спирт, приобретенный у государства по смешной цене 1 дал - 130 гривен, и разливают его по бутылкам. По данным экспертов, в случае введения государственной монополии на отрасль поступления в бюджет составят от 85 до 106 миллиардов. К примеру, доходная часть бюджета страны этого года - 338,2 миллиарда. То есть государство может дополнительно получить третью часть, которая могла бы закрыть любую социальную статью Конституции: бесплатную медицину, бесплатное образование, пенсионное обеспечение и так далее. 

- Если "спиртовики" наживаются на государственном спирте - 1 дал покупают за 130 гривен, не проще ли поднять на него цену?

- Если мы сейчас увеличим стоимость спирта, то завтра автоматически повысятся цены в рознице, но больше денег в бюджет не поступит. Помните, как в том старом анекдоте: "Папа, вот цена на водку поднялась, значит, ты меньше будешь пить?" "Да нет, малыш, это ты меньше будешь есть…" Шучу…

- Откровенно говоря, сложно представить, что государственная монополизация принесет пользу. 

 - Есть отличный пример, как вы ранее подметили, столетней давности - царской Российской империи. В конце XIX века власть вынуждена была пойти на введение водочной монополии, когда державу захлестнуло повальное и хроническое пьянство. Количество "пьяных безобразий" резко пошло на убыль, а казна получила огромные прибыли.

В начале XX века в Российской империи более трети годового дохода государства составляла выручка от торговли водкой - 185 миллионов рублей, даже таможенный сбор был в два раза меньше. Сейчас госмонополия существует во многих капиталистических странах мира, прежде всего во всех Скандинавских. И при этом знаменитая "финка" (водка Finlandia) - не страдает ни качеством, ни сбытом. В  европейских странах, на которые Украина пытается равняться, также есть госмонополия - полная или частичная. Это практикуется и за океаном: в Канаде - полная госмонополия, в США - частичная. Белоруссия ввела частичную монополию, государство полностью контролирует выпуск алкогольной продукции, ее качество, и  в бюджет увеличились поступления в четыре раза. Сейчас Россия планирует ввести полную монополию на производство алкоголя. И нам это сделать необходимо, около 40 000 человек ежегодно умирает в Украине от злоупотребления алкоголем! 25% случаев - это летальные алкогольные отравления, связанные с употреблением суррогатных спиртных напитков. Еще 25% - сердечные приступы по причине неумеренного распития алкоголя. 50% приходится на другие заболевания и несчастные случаи, произошедшие из-за употребления алкоголя. В Украине, как свидетельствует статистика, около 900 тысяч человек страдают хроническим алкоголизмом. Наркологи, чтобы получить более реальный результат, умножают эту цифру на 5, а то и на 8.

ГОСУДАРСТВО ИМЕЕТ ПРАВО УПРАВЛЯТЬ

- Как производители восприняли идею сотрудничества с государством? Уверена, что они не в восторге от того, что придется всю прибыль отдавать в бюджет. У вас много противников?

- Эта идея не вдохновляет многих. Во всех фракциях ВР, кроме КПУ, очень много лоббистов частной алкогольной промышленности, которые будут вставлять палки в колеса. Но многие честные частные производители за госмонополию. Они понимают, что государство станет партнером, будет давать спирт, контролировать ГОСТ, гарантировать сбыт готовой продукции и отсутствие рейдерских захватов предприятий. 

- Если не получится договориться с частными предпринимателями, придется применять силу?

- Нет, не придется. Я бы в законе прописал норму, что тем, кто не хочет работать с государством, отдать сумму, которую они заплатили за завод. А я знаю, за сколько они их в основном приобретали. К примеру, один завод в Одесской области купили за 36 тысяч гривен, второй за $24 тысячи. При этом они их приобрели не на честных открытых торгах, они доводили предприятие до банкротства. Государство в состоянии им вернуть потраченное плюс десятку сверху.

По данным экспертов, "спиртовики" всю полученную от производства алкогольных напитков прибыль уводят в офшоры. Государство недополучает от 85 до 106 миллиардов гривен в год.

"ТАБАЧНИКИ" УВОДЯТ В ТЕНЬ 30-35 МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН В ГОД

- Ну если от спиртного в нашей пьющей стране можно получить значительную прибыль, то неужели за счет курильщиков можно поправить благосостояние страны? 

- Я побывал на одной из табачных фабрик в Киевской области. У них на складе запасы табака на шесть с половиной лет вперед. И когда они начинают рассказывать о своих затратах - это сказки. Они закупили сырье еще тогда, когда оно стоило в разы меньше, и сейчас его используют. Они тоже научились прятать большую часть своей прибыли, показывают только малую часть, с которой платят налоги. При госмонополии от "табачников" можно ожидать поступлений в бюджет на 30-35 миллиардов гривен. Но главное, можно будет контролировать качество.

Кстати, мы готовим и законопроект о так называемом адвалорном акцизе. А то мы акцизы поднимаем, а частник говорит: "Сори, я сырье еще использую 2010 года". И так работают годами и повышенный акциз не платят. К тому же - это чисто европейская норма, которую у нас, при диком капитализме, "замылили"…

И еще факт, о котором многие умалчивают. При коммунистах в бывшем СССР ежегодно выращивалось 200 000 тонн табака в 1500 колхозах. В Украине у государства было 16 высокотехнологичных табачных фабрик. Сегодня, не поверите, ни одной! Все частные и под контролем крупнейших западных транснациональных компаний. 

Будет госмонополия - мы сможем до минимума свести потребление алкоголя и табака, снизить смертность, онкозаболевания. Так что дело не в одном только пополнении бюджета. Когда мы видим, какой беспредел сейчас творится в алкогольном и табачном бизнесе, какой вред они наносят населению, сколько денег уводится в офшоры, депутаты должны принять меры и исправить ситуацию. Инициатива Петра Симоненко и КПУ не носит ситуативный характер, она не сегодняшнего дня, у нас в программе четко написано: "Мы за госмонополию, за госконтроль". Здоровье нации, ее генофонд и финансовое благополучие страны - это три кита, на которых стоит закон о государственной монополизации.