Загрузить еще

Политчутье: День победы Конотопа

Взамен праздника международной солидарности трудящихся, точнее, его второго, традиционно выходного, аполитичного дня - «Мир. Труд. Май. Шашлыки» - нам вполне могут предложить новую дату, героическую и боевую: 29 июня. В это время в 1659 году, то есть почти 350 лет назад, под городом Конотопом (о ведьмах - ни слова!) войска гетмана Ивана Выговского наголову разбили русских агрессоров…

Указом президента Виктора Ющенко уже предписано: готовиться к юбилею мощно и денег не жалеть. Соорудить мемориал, снять фильм (жаль, мемориальных кадров битвы не осталось - не иначе, Москва в свое время прикарманила, она всегда так поступает!), переименовать улицы, выпустить почтовые марки и конверты. Чтоб каждый маленький украинец испытал наконец огромную гордость: наша история знала от «старшего брата» не только обиды и ущемления. Напомнить, опираясь на летопись - «30 тысяч московских трупов устлали конотопские поля».

Ученым еще долго ломать копья в спорах - кого же во время русско-польской войны перехитрил гетман Выговский, преемник Богдана Хмельницкого. Сперва он присягнул на верность Москве, потом - Варшаве, затем, плененный царским воеводой Трубецким, повторно поддержал северного соседа, но в той самой «праздничной» битве ударил ему в тыл силами конницы крымских ордынцев. Сражение оказалось братоубийственным для Украины: на стороне московитов бились слободские казаки наказного гетмана Ивана Беспалого…

Судьба Выговского сложилась трагически. После победы в Конотопе соратники разочаровались в нем и вынудили бежать в Польшу. А там спустя пять лет он был тоже обвинен в измене и казнен.

Прикосновение к подобным страницам прошлого способно не только воскресить взаимные обиды и боль, но и осовременить их. Самое гуманное - оставить этот пласт ученым, не вовлекая сегодня общество и тем более не привязывая политику к поражениям и победам минувших веков.

Но что объединяющее может предложить нации после трех лет президентства Виктор Андреевич Ющенко? Призрак Евросоюза? Тень НАТО?

Печально, когда все надежды и порывы окажутся сведенными к копеечному конверту с маркой и надписью: «Наше все - это Конотоп».