Загрузить еще

SMS, отправленная из захваченного класса одной из старшеклассниц: "Он стреляет! Мама, спаси!"

SMS, отправленная из захваченного класса одной из старшеклассниц:
Фото: 15-летний Сергей Гордеев не стал убивать одноклассников, после переговоров стрелка с отцом их эвакуировали из здания школы. Фото: Евгения ГУСЕВА и соцсети.
Сложно поверить, что это произошло в Москве, а не где-то в Америке. Это у них, за океаном, не редкость - из-за доступности оружия оно регулярно попадает в руки неуравновешенных граждан (см. подробную справку "А как у них"). А тут обычная общеобразовательная школа № 263, спальный район Отрадное...
 
Два убийства
 
Понедельник, время около полудня, в 10-м классе (в этой школе он единственный) начался урок биологии. У доски молодой учитель Андрей Кириллов, ему всего тридцать. Вдруг дверь распахивается и в кабинете возникает Сергей Гордеев. Ученик этого же класса. С винтовкой. Выстрел! Учитель падает...
 
 
- Сначала он выстрелил учителю в живот, потом спросил, жив ли он, и тогда выстрелил еще раз. В голову, - вспоминает тот жуткий момент одна из одноклассниц Гордеева.
 
Все подростки теперь не очень охотно общаются с прессой - их одноклас­сник-стрелок жив. Дети боятся. На их глазах Гордеев убил еще одного человека - полицейского Сергея Бушуева, который прибыл по сигналу с тревожной кнопки. У него осталась семья, 15-летняя дочь, ровесница тех ребят, которых сержант мчался спасать от малолетнего террориста.
 
Слава богу, никто из учеников не пострадал. Их срочно эвакуировали из школы. В одноклассников Гордеев стрелять не стал. Что еще раз подтверждает мотив, о котором говорят в полиции, - неприязненные отношения Гордеева с учителем. Хотя ученики, с которыми удалось нам пообщаться, в один голос говорят: Андрей Кириллов - один из самых адекватных учителей.
 
- Был. Он с нами на одной волне был, - плачут старшеклассницы.
 
Жена Кириллова Екатерина работает в этой же школе учителем. Говорить женщина не может - у нее шок. Самая гуманная профессия в наше время не менее опасна, чем профессия солдата. Учителя тоже, выходит, на передовой...
Убитый географ-биолог Андрей Кириллов был на одной волне с учениками. У него остался четырехлетний сын. Фото: соцсети.
 
ОТЛИЧНИК И ЗУБРИЛА
 
Как выяснили корреспонденты "КП", Гордеев вырос в семье военных. Отец и дед Сергея - офицеры. Именно отец старался помочь полиции и пытался успокоить сына по телефону. Но тот не слушал. Тогда СОБРу пришлось провести силовую операцию. У Гордеева изъяли охотничий карабин и мелкокалиберную винтовку. Отец - заядлый охотник, оружие хранилось в домашнем сейфе, парень, естественно, знал, где лежат ключи...
 
Как рассказали "КП" одноклассницы Гордеева, близняшки Аня и Лиза, Сергей немного отличался от остальных:
 
- Он как будто был не в своей тарелке, например, когда шутил, никто не смеялся. Он это видел, и ему, наверное, было неприятно...
 
Гордеев полтора года занимался боевым самбо в спорткомплексе в Свиблове.
 
- Особых успехов у него не было, - признался "КП" один из товарищей Гордеева, с которым они вместе тренировались. - И девушки, из-за которой Сергей мог бы устроить все это, насколько я знаю, не было тоже.
 
Интересная деталь - Горде­ева, 15-летнего парня, с тренировки всегда забирал или отец, или дед. Чрезмерная опека? Или просто родня хотела, чтобы Сергей занимался, контролировали, не прогулял ли парень тренировку...
 
После случившегося мэр Москвы Сергей Собянин приказал провести полную ревизию безопасности в московских школах. 
 
 
КОМПЕТЕНТНО
 
Детский психолог, психоаналитик Елена ГРИДАСОВА:
 
 
-  Подобные трагедии - перестрелки в школах - чаще происходят в странах, где огнестрельное оружие имеется в свободном доступе. Но это просто фактор, увеличивающий опасность. Жуткие драки, которые случаются в учебных заведениях, завершились бы еще страшнее, окажись в руках участников оружие. Так что основная проблема - причины, которые толкают на это подростков. Конечно, речь идет о школьниках с психологическими проблемами, независимо от того, признают ли таких "стрелков" вменяемыми.
 
Случаи, когда подросток планирует преступление и приносит с конкретной целью оружие в школу, сложно трактовать как "совершенное в состоянии аффекта". Поэтому остается два варианта. Во-первых, психическое заболевание, которое можно своевременно распознать, если в учебном заведении нормально налажена работа школьного психолога. Больные, например, параноидной шизофренией имеют странности поведения, делятся бредовыми идеями с одноклассниками, заподозрить недуг можно во время психологического тестирования школьников.
 
Во-вторых, виновниками трагедии могут стать тинейджеры с особым психопатическим складом характера. 
 
На Западе пытались составить обобщенный  портрет такого подростка. Большинство из них - тихие, незаметные, исполнительные, замкнутые. Хотя многие убеждены, что чаще всего школьники сводят счеты с педагогами, на самом деле такой мотив встречается редко. 
 
Чаще всего подростки-аутсайдеры, которых не принимают в коллективе, стремятся заработать "славу вместо унижения". Они понимают, что попадут в СМИ, и уверены, что  образ убийцы "круче" положения неудачника. Криминальная романтика в подростковой среде - опасная бомба, которая неизвестно когда взорвется.   
 
Второй по популярности мотив - паническое, неадекватное отношение к оценкам, подогретое гиперопекающими или чересчур суровыми родителями подростка. В такой семье оценки - не определение уровня знаний, а имидж. Двойка может стать чем-то вроде "позора, который можно смыть только кровью". Школьники с таким мотивом обычно пребывают в отчаянии, стреляют не только в педагога, но и совершают самоубийство. Они уверены, что их жизнь окончена. Очевидно, ученик, который шел на медаль, был способен расплакаться из-за пятерки с минусом и вдруг получил двойку - тоже из этой категории. 
 
Снять тревогу по поводу отметок, научить каждого подростка строить отношения, управлять гневом - задачи, которые школа должна взять на себя. Это и стало бы профилактикой подобных ЧП. Но пока этим никто не занимается… 
 
А КАК У НИХ? 
 
Новости о стрельбе в общеобразовательных заграничных заведениях приходят к нам довольно часто. 
 
Лидируют традиционно США. Самое крупное в истории страны массовое убийство произошло в 1927 году в городе Бэт, штат Мичиган. Тогда фермер Эндрю Кехо лично заминировал целое крыло здания и взорвал его. Погибли 45 человек (38 учеников младших классов и 7 взрослых). В 2007 году нападению подвергся Виргинский политехнический институт, расположенный в городе Блэксбург, штат Вирджиния. 32 человека погибли от рук 23-летнего Сын Хи Чо. В 2012 году 20-летний Адам Питер Лэнза, предварительно застрелив свою мать, ворвался в начальную школу "Сэнди-Кук" в городе Ньютаун, штат Коннектикут, где убил 20 детей шести- и семилетнего возраста. Всего же жертвами стали 27 человек. В 1999 году двое старшеклассников напали на школу "Колумбайн" в штате Колорадо. Они ранили 37 человек, из них 13 - смертельно.
 
В Канаде в 1989 году 14 женщин стали жертвами 25-летнего Марка Лепина, устроившего стрельбу в Политехническом университете Монреаля.
 
Стрельба в учебных заведениях случалась и в Европе. Например, в 1996 году житель провинциального шотландского городка Данблейн Томас Гамильтон устроил кровавую баню в местной начальной школе. Жертвами стали 17 человек, включая 16 детей.