25 ноября
Загрузить еще

Почему власть борется против федерализации

Почему власть борется против федерализации
Однако стоит ли верить тем, кто в случае получения регионами реальных полномочий останется в проигрыше? 
 
На самом деле федерализация, обязательным условием которой является децентрализация власти и предоставление прав регионам, это выбор самих украинцев. Только они могут решать, в какой стране жить: унитарной или федеративной. Но власть предпочитает обсуждать эти вопросы с европейскими чиновниками, а не с гражданами Украины. 
 
Путь децентрализации, предполагающий номинальную "передачу полномочий территориальным общинам", станет полумерой, подачкой тем регионам, которые больше не готовы жить по старым правилам в полной зависимости от центра.  Децентрализация власти при унитарной модели управления, особенно в украинских условиях, - невозможна и приведет к очередному витку абсолютизации власти. Люди на местах требуют от центра права на внутреннее самоопределение, самоорганизацию и самоуправление при условии сохранения единства и территориальной целостности Украины. Именно поэтому регионы на юге и востоке страны инициируют переход к федеративному устройству. Но власть их не слышит.
 
Закономерный вопрос: почему Киев стремится любой ценой не допустить федерализации? Народу пытаются навязать мысль, что федерализация - это путь к расколу и распаду страны, потере территориальной целостности. Абсурд! Разве не унитарная модель устройства, предполагающая унификацию всех регионов и единые шаблоны, привела к расколу страны? Разве не навязываемая центром тотальная языковая, культурная, социальная и экономическая политика спровоцировала внутренние противоречия? Именно так, первопричина многих наших бед кроется в унитарности Украины. Федерализм в традициях международного права - это договор, с помощью которого союзы народов унитарного государства избегают фрагментации, сохраняют единство и территориальную целостность государства на основе самоуправления субъектов федерации. Именно он дает возможность регионам проводить собственную политику, в том числе и принимать решение, на какую экономическую модель развития делать ставку. 
 
Сегодня в Украине власть захватили те, кто намерен решать экономические проблемы государства исключительно за счет среднего класса. Непопулярно, жестко и бескомпромиссно, как и делалось все последние годы. А для этого правительству нужно, чтобы в налоговом и коррупционном прессе не было ни щелей, ни зазоров. Иначе малый и средний бизнес, который всегда был мобильным, просто переедет в поисках более лояльных условий, более благоприятного инвестклимата, более прозрачных условий ведения бизнеса. 
 
Края в условиях федеративного устройства станут конкурировать между собой за инвестора. В предложенном "Украинским выбором" Концепте федеративной реформы для этого предусмотрены реальные инструменты: бюджетный, земельный и кадровый федерализм. А кроме того, реальная децентрализация власти, обеспечение гарантий для реализации гражданских прав на самоуправление и самоорганизацию на уровне субъектов федерации, органов местного самоуправления и территориальных общин. И именно такая, федеративная, система обеспечивает бизнесу оптимальные условия: на долю 27 федеративных государств приходится 80% мирового ВВП. 
 
Выгодно ли сегодняшней власти обеспечивать регионам право на самоуправление, давать бизнесу реальные возможности для развития, делиться полномочиями? Риторический вопрос. Центр будет делать все возможное и невозможное, чтобы сохранить устоявшуюся систему, присущую унитарной державе: с диктатом центра, политикой ручного управления регионами. Так Киев попытается сохранить под своим единоличным контролем малый и средний бизнес по всей стране. 
 
Чиновники прекрасно понимают, что как только в каком-либо регионе (пусть даже самом депрессивном) появятся нормальные условия для ведения бизнеса, эта территория имеет все шансы превратиться в маленькую украинскую Силиконовую долину. А их это не устраивает, ведь коррупционная машина, какой, по сути, давно уже стала центральная власть, больше не сможет паразитировать на экономической деятельности регионов.