22 ноября
Загрузить еще

Можно ли остановить радикальные выступления в стране?

Можно ли остановить радикальные выступления в стране?
Фото: 14 октября 2014. Киев, улица Грушевского. Митингующие атакуют милицию под Радой. Фото: REUTERS

У народа легкое дежавю: штурм Рады, избитые милиционеры, взрывпакеты, драки и крики. Даже парень, размахивающий тяжелой цепью перед парламентом 14 октября, был один в один как 1 декабря на Банковой. Так это свои или чужие? Зимой прошлого года, когда набирал обороты Майдан, были своими - швыряли камни за народ, против опостылого режима. Чужие стояли в касках и со щитами, плотно сжав ряды. И было не жалко, когда они падали и стонали от боли. Теперь картинка та же самая, а думать надо наоборот. Почему со сменой власти радикализм не пошел на спад, а набирает обороты, "Комсомолка" размышляла вместе с экспертами.

Видео Олега Терещенко.

Зачем враги, если есть друзья

"За что?!! Какая такая война, какая причина добавила 17 ранений бойцам?! Кому была выгодна буза под Радой, кроме врагов Украины?" - задается вопросами в Фейсбуке глава МВД Арсен Аваков по итогам волнений 14 октября. Ему искренне жаль травмированных подчиненных, и это благородное чувство разделяем все мы. Вот только помнится, что тех, кто в декабрьско-январских стычках выражал сочувствие раненым и обожженным на Грушевского бойцам "Беркута", клеймили презрением и ненавистью. Хотя тогда и сейчас милиционеры просто выполняли свою обязанность перед властью. Какая платит - такую защищают плюс присяга.

Вопрос по тем, кто устами Авакова назван "врагами Украины", более интересен. Во времена Майдана за парнями в балаклавах с палками и коктейлями Молотова в руках люди шли, как за героями. И дошли! А теперь, оказывается, они провокаторы. Власть поменялась, а с ней и акценты.

- Акция под Верховной Радой, как и митинг солдатов-срочников Нацгвардии на Банковой, организован одними людьми и с одной целью - дестабилизировать ситуацию в стране и проследить реакцию власти на подобные выступления, - считает политолог Тарас Березовец. - В итоге получилось: зачем нам враги, если у нас есть такие друзья.

Это наносное?

Жечь шины и швырять петарды нынче стало так модно, что без этого, похоже, не обойдется ни одно мало-мальски важное для государства событие. Судя по высказываниям отдельных политиков, постам в соцсетях и публикациям в некоторых СМИ, радикализм в Украине стал оголтелым и заражена им львиная доля общества. Директор социологических программ Центра Разумкова Андрей Быченко считает, что на самом деле это не так.

- Это все наносное и непонятно кому это надо. Разве только для картинки телеканалам, - говорит социолог. - Согласно нашим исследованиям, радикальные настроения в обществе значительно снизились по сравнению с зимой прошлого года. Рейтинги партий подтверждают, что "крайние" сейчас имеют более слабую позицию, чем "умеренные".

Тем не менее эксперт согласен с тем, что акция под ВР - не разовая, и нам нужно быть готовым к повторениям. Во-первых, потому что у нынешней власти много противников, которые обладают деньгами и организационными способностями. Во-вторых, потому что в разбалансированном обществе достаточно социопатов, готовых забиться в истерике по малейшему поводу.

- Это прекратится, когда Украина пройдет точку невозврата в ту или иную сторону, - считает Андрей Быченко. - Либо мы сумеем построить нормальное сильное государство, либо остановимся на полпути, как это получалось при всех предыдущих президентах.

Людям, которые смотрят на события с опаской, социолог советует запастись терпениям, не поддаваться настроениям толпы и сосредоточиться на своем деле.

Хочу быть активистом!

А если не на чем сосредоточиться? Если дела нет, зато есть желание самовыразиться. В этом, по мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, и кроется популярность радикализма, особенно среди молодежи. В акциях, подобных 14 октября, провокаторы как таковые не играют решающей роли.

- Провокаторы есть всегда, как и желающие устраивать беспорядки за деньги. Но чтобы грянул взрыв, мало одних спичек, нужен еще керосин. А сейчас мы в такой ситуации, когда под рукой и то и другое. Люди находятся в состоянии революционного нетерпения - хотят все и сразу, сию минуту и сейчас, - говорит политолог. - Старое государство рухнуло, новое не создалось, страна во вздернутом состоянии, утрачен страх. Если джина вседозволенности выпустить из бутылки, его очень трудно обратно загнать. Это как лихорадка, для лечения которой нужны терпеливые опытные врачи. Иначе пациент впадет в беспамятство.

Таких врачей пока нет. Есть авторитеты - яркие, говорливые, скороспелые. Гражданский активист сегодня - это самая удобная профессия. Достаточно развить деятельность в соцсетях, позволяя себе высказывания за гранью фола - и ты уже популярен, на высоте. Завоевал известность как волонтер или комбат - тебе готовы вручить бразды правления всей державой. Трудяги, отдавшие десятки лет работам и наукам, нынче не в чести, их не видят, не знают, их пример не интересен. Это такое же малоприятное и такое опасное явление для общества, как выбитые окна Рады.

1 декабря 2013-го. Киев, улица Банковая. Радикалы хотят прорваться к Администрации президента. Фото: REUTERS

Бузу не любит никто

Радикальные настроения в украинском обществе так выставляются напоказ, что это не может быть незамеченным. Россией - само собой. Но и теми, к кому мы так стремимся в побратимы. Бузу под Радой уже осудили посольство США в Украине и Евросоюз в лице главы представительства ЕС Яна Томбинского. Как всегда корректно, но - факт. Западная пресса ограничивается информацией и яркими фото потасовок с милицией, взрывов самодельных бомб. Не хочется, чтобы зарубежный житель, помнящий снимки мятежного Майдана, сделал вывод, что Украина стала страной вечной революции. Даже в Египте, где автор недавно отдыхал с друзьями, местные хватались за голову, узнав, откуда мы: "Украина, революция, кризис, кошмар!". Мы, конечно же, огрызались: у вас не лучше! Но на душе неприятно скребло…

- Я не считаю, что выступления радикалов могут повлиять на имидж государства, - говорит Тарас Березовец. - Западные партнеры простят это как болезнь роста. Проблема в другом - государство не в силах обеспечить порядок. А там, где не действует закон права, действуют законы улицы.

С этим согласен и директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. По его мнению, отношения Украины и ЕС лежат в более серьезной экономической и политической плоскости. Уличными волнениями Европу не удивишь. Но для нас они являются тревожным сигналом.

- Я был 14 октября в Раде и наблюдал за событиями. Провокаторы в балаклавах ничего бы не значили, если бы за ними не потянулись люди с открытыми лицами. Протестные движения не имеют временных рамок. Они существуют, пока существуют проблемы, которые власть не может решить. В конце января мы проводили опрос. Более 3,5 миллиона людей заявили, что принимали участие в акциях Майдана. Сейчас эта цифра увеличилась, - констатирует эксперт.

По мнению Виталия Балы, настоящей революции еще не было. И надо сделать все, чтобы она не состоялась. Хотя бы потому, что на руках у людей рассредоточивается слишком много оружия.

Новости по теме: Митинги беспорядки