Загрузить еще

Миллионы в кулечках

Миллионы в кулечках
Фото: Александр Мирный без страха нес деньги по городу. Фото: facebook.com/larysa.lavrenchuk

Два полиэтиленовых пакетика с миллионом гривен, которые экс-народный депутат Александр Мирный принес, чтобы откупить своего однопартийца-"свободовца" Игоря Швайку от СИЗО, умилили народ. 

Денег в стране нет, но вот же они - есть! Когда речь идет о свободе бывшего министра агрополитики или бывшего сотрудника ГПУ, высокопоставленного чиновника. Многим страсть как хочется видеть таких людей за решеткой, но суд называет сумму с пятью или шестью нолями, и фигурант уголовного дела победно уходит из зала суда под залог.

Что это за мера и какие в ней подводные камни, разбиралась "КП" в Украине".

Альтернатива тюрьме

Денежный залог как альтернатива аресту активно стал применяться после принятия в 2012 году нового Уголовно-процессуального кодекса. Согласно европейским нормам, человек, который совершил не очень тяжкое или даже тяжкое, но ненасильственное преступление и не представляет опасности для окружающих, не должен занимать место в СИЗО.

- Залог применяется как гарантия, что подследственный будет выполнять все процессуальные указания, не станет скрываться от явки на допросы и не убежит из страны, - говорит адвокат Игорь Еремин. - Если он нарушит эти требования, залог изымается в доход государства. УПК позволяет внести залог как самому подозреваемому, так и его поручителю, который точно так же рискует потерять деньги. Поэтому поручителями становятся люди, как правило, твердо уверенные в порядочности своего подопечного. Но возможен и другой вариант: поручитель связан с подследственным коррупционными схемами, и внесенный им залог является своеобразным откупом - чтобы не потянул за собой в уголовное дело.

Брешь в законе

Сумма залога вносится на специальный счет в государственном казначействе. Наличными или безналом - это УПК не регламентирует, поэтому миллионы в кулечках имеют вполне законный статус.

- УПК не обязывает ни следователя, ни судью, ни кого-либо другого требовать от залогоплательщика подтверждения источника средств или проверять происхождение внесенной суммы, - отмечает глава Консультационного совета при ГПУ Виталий Повх. - Но и запрета на такие проверки нет. Выяснять обстоятельства появления крупных сумм могут по громким политическим делам. По обычным коррупционным этого не делают.

Такая брешь в законе позволяет использовать в качестве залога теневые средства. По мнению юриста-правозащитника Татьяны Яблонской, законодатели должны внести ясность в этот вопрос.

- Считаю, что легитимность сумм, которые вносятся в качестве залога, должна стать обязательным условием, - говорит эксперт. - Таким образом, можно будет вскрывать новые коррупционные схемы.

Залог остается в казне до окончания срока действия меры пресечения. То есть до приговора суда или закрытия уголовного производства. Когда решение принято, деньги возвращают владельцу. Но тут есть интересный момент: если обвиняемый сам внес за себя сумму, ее могут изъять частично или полностью в счет погашения ущерба пострадавшим либо на другие компенсации по решению суда. А залог, внесенный посторонним человеком, можно использовать в интересах государства или пострадавших только с согласия поручителя. Поэтому фигурантам уголовных дел гораздо выгоднее отдавать взамен за свободу чужие деньги, а не светить свои собственные доходы.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

"Деньги собирал повсюду"

Бывший народный депутат Александр Мирный рассказал "КП" в Украине", как собирал залог за Игоря Швайку:

- У меня наличка находится в разных местах. Объездил квартиры, офисы, чтобы собрать необходимую сумму. Почему нес наличными? Так быстрее. Если бы оформляли банковские переводы, то, возможно бы, не успели в срок. А так - зашли с адвокатом Швайки в 16.45 в банк, а в 16.55 деньги уже были переведены. Игорь в тот же вечер оказался на свободе, - пояснил Мирный.

По словам "свободовца", 1,2 миллиона гривен залога - это полученные им дивиденды. 

- Все честно заработанное и задекларированное, - сказал соратник Швайки.

СПРАВКА "КП"

Рекордные залоги украинской политики 

Назначенный залог за Игоря Швайку далеко не самый высокий. 

***

Например, ровно те же 1,2 миллиона гривен внес министр Арсен Аваков за командира патрульной службы милиции "Слобожанщина" Андрея Янголенко, которого обвиняли в покушении на министра.

***

Но чаще суды назначают даже более крупную сумму - в 5 миллионов гривен. Одним из первых такую сумму внесли за экс-нардепа Михаила Чечетова. Деньги собрали его друзья по партии, но точный источник остался скрытым. 

***

Также благодаря друзьям, нашедшим 

5 миллионов, ждет суда на воле и Денис Полищук, подозреваемый в убийстве журналиста Олеся Бузины. По словам его адвоката, деньги внес патриот-аноним.

***

Подобные суммы залога назначают не только в столице. Так, гарантий в 1,5 миллиона гривен суд потребовал за депутата горсовета Чернигова Андрея Стаху, которого в сентябре поймали на взятке. Он требовал тысячу долларов за помощь в оформлении разрешения на установку киоска. Депутат полутора миллионов не собрал. Это значит, что время до суда он проведет в СИЗО.

***

Пожалуй, самой крупной суммой были 15 миллионов гривен залога, которые прокуратура требовала присудить задержанному за взятку начальнику полтавской ГАИ Петру Блаживскому. Судьи уменьшили сумму до 10 миллионов, и такую сумму ему собрать удалось.