Загрузить еще

Декоммунизация по-стахановски

Декоммунизация по-стахановски
Фото: Фото: РИА новости

Украинский институт национальной памяти (УИНП) составил список лиц, которые попадают под закон о декоммунизации. В нем 520 фамилий. Пока. Не исключено, что со временем он расширится. "КП" в Украине" узнала, кого и почему в него включили.

Времена были такие

- В перечень вошли личности, чья деятельность попадает под действие законов о декоммунизации. Они занимали руководящие должности в Коммунистической партии, высших органах власти и управления СССР, УССР, других союзных или автономных советских республик. Также это сотрудники ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, а также участники Октябрьского переворота 1917 года. При этом под декоммунизацию попадают те, кто устанавливал советскую власть в Украине, преследовал участников борьбы за независимость страны в XX веке, - поясняют специалисты института. - Улицы и другие топонимы, названные в их честь, должны быть переименованы до 21 ноября 2015 года.

В представленном документе историки коротко указали причину, почему это лицо попало в черный список. В основном это посты в исполкоме, облсовете. Безусловно, преимущественное большинство состояли в партии. Что поделаешь? Времена такие были - без этого никуда. В общем, чтоб никого не пропустить, на всякий случай эксперты заклеймили многих. Начиная от соратника Ильича Ивана Бабушкина, создателей "Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса до бойца Юзовского рабочего отряда Ивана Иванова и машиниста новосибирского поезда Николая Лунина. Тут и Крупская, и Калинин, и Павлик Морозов, и Щорс. Попал под раздачу даже передовик производства шахтер Стаханов.

Памятник Николаю Щорсу многие называют одним из красивейших в Киеве. Оскар Янсонс
Фото: ЯНСОНС Оскар

Ковпака включили случайно

А вот Иосифа Виссарионовича и, к примеру, Троцкого в перечне нет. Почему?

- После развенчивания культа личности в 1950-х годах у нас не осталось улиц Сталина и Троцкого, - поясняет начальник отдела анализа региональных особенностей и политики национальных меньшинств УИНП Богдан Короленко. - Что касается Гайдара, то известен он, конечно, больше как писатель, однако не стоит забывать: Аркадий Петрович в 1921 году руководил отрядом ЧОНа, который подавлял крестьяские восстания против советской власти в Тамбовской губернии и Башкирии. Стаханов, знаменитый своим движением, был на руководящих должностях в Народном комиссариате.

По словам Короленко, командир партизанского отряда Сидор Ковпак попал в список случайно - по технической ошибке. Его оттуда уже удалили. На этом исключения из перечня скорее всего и закончатся.

Гагарина трогать не будут

Валентину Терешкову оттуда вряд ли удалят. Первая женщина-космонавт провинилась прошлогодними голосованиями в Государственной Думе России по Крымскому и Донбасскому вопросам. Но это не значит, что нужно срочно сносить ее памятник во Львове или переименовывать улицу в Одессе. Фактически под закон о декоммунизации Терешкова не попадает, поэтому УИНП в отношении нее может давать только рекомендации, основываясь на нынешних политических деяниях.

- Гагарина, Леонова, Титова мы не трогаем. К ним претензий нет. Единственное: местная громада по своему желанию может переименовать улицу Гагарина на Каденюка. Почему нет? - рассуждает Богдан Короленко.

Валентина Терешкова виновата не потому, что летала в космос, а за ее современую политическую деятельность. Фото: Gettyimages

От местных властей зависит также судьба улиц Ватутина, бульвара Дружбы Народов. Этот список не является исчерпывающим. Сотрудники УИНП продолжают над ним работать. Поэтому не исключено, что он пополнится еще рядом фамилий.

По какому принципу они туда попадают? Когда возникают спорные вопросы, органы местного самоуправления обращаются в институт национальной памяти за разъяснением. Специалисты отвечают им на запрос и вносят данные по личности в список, чтобы другие чиновники, общественники и просто любопытные граждане могли скорее разобраться в деле. Для этого достаточно просто зайти на сайт института. 

ВОПРОС РЕБРОМ

Как будет проходить декоммунизация в городах, не подконтрольных Украине? По ним после 21 ноября решение должна принять Верховная Рада. 

А КАК У НИХ?

В Польше декоммунизация проходила в конце 1980-х годов. Там все было проще, чем в Украине. Большинство населения выбрало ориентир на демократические ценности. Все знали, сколько бед потерпели люди от деяний Ленина, Сталина и их последователей. Поэтому легко смогли отказаться от их возвеличивания. Вопрос решился без особых протестов - памятники снесли быстро, улицы переименовали тоже в срок.

К памятникам советским солдатам у поляков неоднозначное отношение. Но они помнят: важна не только историческая справедливость, но и слово закона. В Польше, как и в Литве, Австрии, пропаганда нацистской и советской символики карается штрафом в несколько сот евро.

Кстати, в Литве на декоммунизации даже зарабатывают: там множество памятников времен СССР собрали в парке под открытым небом и за деньги водят по нему экскурсии. 

P.S. Среди 520 запрещенных советских деятелей большинство из них украинцами наверняка уже забыты. Кто сейчас вспомнит, чем там в Петрограде занимался матрос Павел Дыбенко, раз в честь него в Киеве назвали улицу? Но есть персонажи, расставаться с которыми - как ножом по сердцу. Например, Василий Чапаев, которого чтят исключительно из-за прекрасного художественного фильма и миллиона анекдотов. 

Фамилий в списке много. За каждой стоит своя история, иногда интересная и для современного поколения украинцев. Но ее сотрут, лишний раз доказав: нет ничего вечного.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ


Фото: ВОЙТЕНКО Максим

Мария ГАЙДАР: "Переименование улицы имени прадеда пойму и переживу" 

- Вы, возможно, слышали, что на днях распоряжением Минкультуры была переименована библиотека имени Горького в Одессе. Не удивлюсь, если в рамках декоммунизации и десоветизации будет поднят вопрос о смене названия улицы Аркадия Гайдара. Какова будет ваша реакция?

- Я это пойму и переживу. Аркадий Гайдар был действительно искренним человеком, хорошим писателем, на нем было воспитано не одно поколение, и люди читали его с удовольствием, подростки заражались идеями помощи. Это хорошая литература, ее и сейчас переиздают: ко мне как к правнучке постоянно обращаются по поводу авторских прав на переиздание. Поэтому если переименуют, я считаю, ничего страшного не произойдет, Аркадий Гайдар будет жить в своих книжках, и люди будут их добровольно покупать.

По всему миру есть какие-то тимуровские движения, клубы. К Украине Аркадий Гайдар, кстати, имеет прямое отношение - он погиб в Черкасской области. Но, конечно, советская система, при которой в каждом городе был Ленинский проспект, должна уйти. Замечательно, что в Одессе сохранились исторические названия.

Новости по теме: Закон о декоммунизации