Загрузить еще

Выборы в Турции: Эрдоган получил все, что хотел

Выборы в Турции: Эрдоган получил все, что хотел
Фото: Фото: REUTERS

В результате состоявшихся в Турции 1-го ноября досрочных парламентских выборов пропрезидентская партия "Справедливость и развитие" одержала победу, обеспечив столь важное для себя парламентское большинство. Теперь президент страны Реджеп Тайип Эрдоган с однопартийцами сформирует правительство, не привлекая других политических игроков.

Это победа. Причем во многих значениях. Эрдогану пришлось объявить досрочные выборы, поскольку его партия впервые с 2002 году потеряла парламентское большинство и не смогла в одиночку сформировать кабинет министров после очередных выборов летом 2015 года.

Победа "Справедливости и развития" стала неожиданностью. Социологи уверяли, что они не вернут своих избирателей. После выборов 7-го июня в течение 5 месяцев ПСР фактически смогла увеличить свои голоса на 4.5 миллиона  и число своих мандатов в турецком парламенте с 258 до 317.

По предварительным результатам ПСР получила 49.48 процентов голосов, что почти на 9 процентов больше результатов выборов 7-го июня. Основная оппозиционная сила -  Народно-республиканская партия смогла, немного увеличив процент голосов, сохранить свои позиции, хотя этот факт существенно не повлиял на общую ситуацию. В основном свои позиции сдала партия Националистическое движение (ПНД), потеряв 4.3 процентов голосов по сравнению с прошлыми выборами. Что касается прокурдской партии Демократии народов (ПДН), она также потеряла голоса, но смогла преодолеть 10-процентный барьер и обеспечить свое присутствие в парламенте.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Каковы те факторы и обстоятельства, с помощью которых ПСР смогла в таком коротком промежутке времени восстановить свои потерянные голоса? В первую очередь самый главный из них это вопрос стабильности и безопасности в стране, так как после выборов 7-го июня Турция находится в довольно трудной ситуации – возобновилась курдская вооруженная борьба, происходили теракты, уровень внутриполитической напряженности был предельно накален. Исходя из этого, ПСР в предвыборный период выдвинула на первый план именно "козырь" стабильности, дав понять избирателям, что эти выборы по большому счету являются выбором между перспективами стабильности и нестабильности для всей Турции.

Можно констатировать, что турецкий электорат все таки купился на такой месседж, в результате чего ПСР смогла вернуть потерянные 7-го июня голоса за счет партий Национального движения и прокурдской партии Демократии народов, вследствие чего  ПНД потеряла 1.9 миллионов, а ПДН – 1.06 миллионов голосов и в большинстве своем в пользу ПСР. Число своих голосов ПСР увеличила в таких областях, как Стамбул, Измир, Кайсери, Мерсин и др., что и оказалось судьбоносным для ПНД. Турецкая общественность также усмотрела угрозу в безрезультативных коалиционных переговорах после 7-го июня и в росте напряженности. Можно сказать, что нестабильная ситуация в стране по большому счету принесла определенные дивиденды Эрдогану и ПСР, которые смогли довольно умело использовать это.

Важную роль сыграла предвыборная тактика. После 7-го июня правящая партия смогла переоценить и осмыслить свои упущения, и в этом контексте ПСР перевела стрелки критики против ПНД и ПДН. Эрдоган, Даввутоглу и другие "тяжеловесы" ПСР стали выступать больше с националистических позиций, преследуя цель привлечь на свою сторону часть электората ПНД. ПСР увеличила свои голоса в таких курдонаселенных районах как Диярбакыр, Мардин, Ван, Шанлыурфа, Агры, что на сей раз является результатом изменения позиций консервативной части курдского общества в пользу правящей партии.

На результаты выборов повлияла также довольно высокая явка избирателей, которые в большинстве своем проголосовали за ПСР, которая, кстати, выиграла голоса турецких избирателей за рубежом.

Настоящим сюрпризом прошедших выборов стало преобладание мандатов прокурдской партии над турецкими националистами. Фактически ПДН стала третьей силой в турецком парламенте, обеспечив 59 мандатов, оставив в списке основных проигравших ПНД, которая потеряла половину своих мандатов. ПДН лидировала в 12 провинциях Турции и продолжает оставаться важным внутриполитическим.

Очевидно, что с открытием перспектив сформирования однопартийного кабинета, основной задачей Эрдогана все же остается изменение формы правления в стране с помощью конституционных реформ, и в этом контексте ПСР все же зависит от решений остальных парламентских фракций, что в свою очередь означает, что конституционные реформы будут оставаться самым острым внутриполитическим вопросом. Эксперты опасаются, что в руках Эрдогана оказалось слишком много власти и это толкнет Турцию к авторитаризму во вред демократической перспективе.

Новости по теме: Турция новости