23 ноября
Загрузить еще

Рождественская реформа

Рождественская реформа
Фото: Фото: Соцсети

"Вместе с большинством цивилизованных стран"

Секретарь СНБО Александр Турчинов выступил с необычным для своей роли заявлением - предложил Совету христианских церквей обсудить перенос празднования Рождества с 7 января на 25 декабря. То есть отмечать эту дату не по юлианскому, а по григорианскому календарю, которым мы пользуемся в обычной жизни.

"В Библии отсутствует дата рождения Христа, - пишет Турчинов в Фейсбуке. - Известно только, что тогда была холодная пора года и бедная семья Спасителя, приехав в Вифлеем, могла найти приют только в хлеве. Только в 431 году на Эфесском соборе было принято решение о праздновании Рождества Христова перед началом Нового года именно 25 декабря. В те времена это был следующий день после зимнего солнцестояния, когда свет побеждает тьму, когда увеличивается день и уменьшается ночь".

В качестве основного довода в пользу своего предложения глава СНБО приводит тот факт, что большинство церквей мира пользуются григорианском календарем. Юлианский остался для определения фиксированных праздничных дат только у православных церквей в России, Украине и Беларуси.

"Может, уже пришло время и Украине перейти на празднование Рождества 25 декабря вместе с большинством цивилизованных стран?" - вопрошает Александр Турчинов.

Александр Турчинов покусился на дату Рождества. Фото: Соцсети

"Кроме шума, ничего не получится"

По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, заявление Турчинова нельзя рассматривать как стратегическое хотя бы потому, что сделано оно не на официальном сайте, а в соцсети. Хотя Фейсбук уже и превратился в площадку, через которую политики апробируют свои идеи с целью дальнейшего продвижения.

- Действительно, Европа, в которую мы так стремимся, не столько отмечает Новый год, сколько Рождество. Новый год - это советское изобретение, чтобы потеснить в умах людей религиозный праздник. Но думаю, что из заявления Турчинова ничего не получится, кроме шума. Возможно даже, это просто вброс, который он сделал, чтобы отвлечь общество от других проблем, - комментирует политолог.

Председатель правления Института украинской политики Кость Бондаренко считает, что Турчинов продвигает свое мнение как пастор одной из баптистских церквей, которые также пользуются в основном григорианским календарем.

- Хотя  не совсем этично представителю одной конфессии давать рекомендации другим, - отмечает Кость Бондаренко. - Традиции праздновать Рождество в Украине 7 января без малого 100 лет. Миллионы верующих привыкли к этой дате и не воспримут другую. Хотя я не исключаю, что лица, считающие себя сознательными патриотами, и общественные активисты могут перейти на 25 декабря. Безусловно, найдутся и такие, кто станет отмечать и декабрьскую, и январскую даты, пользуясь лишним поводом выпить.

"Встречать новогодние праздники можно было бы без греха"

Православная церковь также против переноса даты, хотя здравое зерно в предложении Турчинова есть, считает священник УПЦ КП отец Петр.

- До  7 января длится Рождественский пост. На Новый год люди не удерживаются от соблазна - пьют, закусывают, а потом приходят исповедоваться, я это вижу каждый год. Если бы пост заканчивался 25 декабря, то встречать новогодние праздники можно было бы без греха, - говорит святой отец.

Однако предложение перенести Рождество, по мнению священника, сейчас совсем не ко времени.

- Православная церковь в Украине и так разобщена, а споры вокруг Рождества только усилят этот раскол, - говорит отец Петр. 

Ликбез "КП" 

Юлианский календарь - введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по календарю начинается 1 января, так как именно в этот день избранные  консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день - 29 февраля.

В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря - григорианский. Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта.

Собор Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григорианский календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов.

Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи - случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда "исчезает" Петров пост.

В итоге принятый, чтобы упорядочить празднование Пасхи, григорианский календарь нарушал последовательность Евангельских  событий. Поэтому Православная Церковь до сих пор высчитывает все переходящие праздники по юлианскому календарю, а непереходящие - по "новому стилю". 

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД 

Почему бы миру не пойти навстречу Церкви 

 

Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба):

- Чем ближе к Рождеству, тем больше людей вспоминают о нем. Причем вспоминают не важность самого события, вспоминают не Того, Кто родился, а то, что и как, а самое главное - когда мы должны праздновать. Почему эта тема не всплывает в течение года? Больше того, почему мы говорим только о торжестве, забывая его Виновника?

Вот и сейчас нам, то есть Церкви и верующим людям, предлагают синхронизироваться в календарном вопросе с миром, чтобы, так сказать, праздновать Рождество вместе со всеми. Но почему именно Церковь должна идти на перемены? Почему бы миру, который считает себя "цивилизованным", не пойти навстречу Церкви? Если кто-то хочет, чтобы мы праздновали Рождество вместе со всеми, то пусть обратится с призывом к этим "всем", а не только к нам. А то получается, что на какие-то уступки и компромиссы должна идти только Православная Церковь. С другой стороны, все прекрасно понимают, к чему приводят все эти компромиссы - к полной секуляризации общества, церковному запустению, охлаждению к вере. 

Людей светских больше, чем верующих? Неправда. Кроме того, количественные показатели никогда не определяли свободу религиозного выбора.

Нужно сделать так, чтобы церковный календарь соответствовал светскому? Это почему? Большинство стран декларируют свой секулярный характер. В Украине, в том числе, церковь отделена от государства. Почему же мы должны что-либо менять в церкви в угоду государству? Особенно если учесть тот факт, что во многих странах мира сейчас развернута борьба против христианской символики и т.д. Более того, спросите у жителей Европы, чье Рождество они празднуют. Большинство не ответит на этот вопрос. Почему? Потому что для них это уже давно вполне светский праздник. Так что даже лучше, если мы будем праздновать отдельно, ведь у них будет день подарков, а у нас - День Рождения Христа.

Да, Иерусалимская, Сербская, Русская, Грузинская и Украинская церкви и Святая гора Афон празднуют Рождество по "старому стилю". И тут начинают говорить: "ведь это всего 5 церквей. А по "новому стилю" отмечают все остальные. А это больше 10 церквей". Но проблема в том, что если брать количественно, то верующих в этих 5 церквях намного больше, чем во всех остальных. Так что тех православных, которые празднуют Рождество 7 января, намного больше, чем тех, кто отмечают 25 декабря. Почему бы меньшинству не присоединиться к большинству?

Кроме того, в пользу празднования по юлианскому календарю существуют аргументы богословского канонического астрономического и математического порядка. Церковный календарь - это не хронологический набор определенных дат, а целая гармоничная система, в которой огромное место занимает и отношение праздников между собой. Напомню, что именно календарная реформа была одной из первых реформ большевиков. Ничего хорошего из этого не получилось. Не получится и сейчас. 

КСТАТИ

Идея не нова

В 2013 году российский протодиакон Андрей Кураев заявил, что нужно объединить православное Рождество и Новый год и праздновать оба праздника 1 января. По мнению профессора духовной академии, одинаково странно отмечать Рождество как за неделю до Нового года, так и на неделю позже.

Поддержки у духовенства идея Кураева не получила. В частности, председатель информационного управления Украинской православной церкви Киевского патриархата епископ Евстратий сказал: "Я скептически отношусь к вопросу календарных изменений, поскольку мы знаем, что во всех церквях, где происходили календарные изменения, происходили разделения".