Загрузить еще

Коллеги задержанной в Луганске журналистки: "Ей даже не дали позвонить домой"

Коллеги задержанной в Луганске журналистки:
Фото: 30-летняя Ольга Сворак находится под арестом в Луганске. Фото: Соцсети

Задержанная в Луганске якобы за шпионаж журналистка, 30-летняя Ольга Сворак (псевдоним Ольга Богданова), последние три года работала внештатным корреспондентом в интернет-издании "Голос-инфо" и газете "Голос народа Ивано-Франковщины". Занималась социальными, бытовыми и культурными темами, с политикой не связывалась. С журналистским удостоверением Ольга отправилась по заданию редакции в Киев. Как оказалась в Луганске - ее коллеги не знают, говорят, поехала по личным делам. 

На опубликованном после задержания видео Ольга заявляет, что это не первая ее поездка сюда якобы в гости к своему молодому человеку. О ее личной жизни ивано-франковские журналисты также молчат.

- Ольга разведена, о личной жизни с нами не говорила, - рассказал "КП" в Украине" глава Всеукраинского объединения "Голос", основатель "Голос-инфо" и "Голос народа Ивано-Франковщины" Ростислав Гудзинский. - В Ивано-Франковске у нее родители. Детей нет. Все, в чем ее подозревают, выдумки. Она не занималась политикой и тем более шпионажем за боевиками, в чем ее обвиняют. 

Коллеги журналистки отмечают, что слова Ольги на видео звучат неправдоподобно. Говорят, Ольга прекрасно знала, что переписки в соцсетях отслеживаются. И не рисковала бы передавать данные в "Одноклассниках".

Ольга Сворак была неравнодушной к жизни своего города, имела активную жизненную позицию, и если возникали подозрения в коррупции или других незаконных деяниях в любых сферах, не молчала. Так, в интернете можно найти видео четырехлетней давности, где она комментирует ситуацию по поводу задержки зарплат на предприятии, после чего ее отстранили от работы.

Родители Ольги до сих пор не знают, где именно содержится дочь и что с ней - позвонить домой ей не разрешают. Начальство журналистки уже связалось с ОБСЕ с просьбой о содействии в ее освобождении. 

- Конечно, это будет нелегко, и об освобождении говорить рано, - говорит Ростислав Гудзинский. - Пока мы добиваемся, чтобы ей хотя бы дали возможность позвонить. ОБСЕ может связаться со своими представителями на месте и помочь. Ольга - про­украинский журналист, патриотка, выступала за Украину, мы знаем ее с такой стороны. Действительно ли она регулярно бывала в зоне АТО - нам неизвестно.

Тем временем пресс-сек­ре­тарь СБУ Елена Гитлянская на свой страничке в Фейсбуке назвала новость провокацией и фейком.

 В ТЕМУ 

Кто в группе риска? 

  • Чиновники

Госслужащим в Луганской и Донецкой областях официально запрещено ездить на неподконтрольные территории указом губернатора. Всем остальным чиновникам тоже не рекомендуется путешествовать за линию фронта. Власти мотивируют запрет соображениями безопасности - как самих госслужащих, так и информации, которой они могут владеть. 

  • Журналисты

Любая работа с информацией, а особенно фотографирование или попытки выяснить пускай даже самые безобидные данные, могут быть истолкованы местными "властями" как шпионаж. Именно поэтому "акулам пера" не советуют путешествовать за линию разграничения, особенно в рабочие командировки. 

  • Международные волонтеры

Волонтеры, которые поддерживают отношения с европейскими и американскими фондами, тоже находятся в группе риска. Есть немало прецедентов, когда добровольцы оказывались за решеткой, обвиненные в передаче информации иностранным спецслужбам.