29 октября
Загрузить еще

Правозащитник: На "дело Коцабы" теперь будут оглядываться

Правозащитник: На
Фото: Руслана освободили в зале суда. За всех, кто ему помогал, он в тот же день поднял бокал пива. Фото: Facebool.com,Таня Монтян

Прокуратура требовала 13 лет лишения свободы, а суд полностью оправдал. Так неожиданно закончилось громкое "дело Коцабы" - журналиста из Ивано-Франковска, которого сначала обвиняли в государственной измене, а потом - в препятствовании деятельности Вооруженных сил. Правозащитники считают решение суда оправданным.

Под арестом Руслан Коцаба оказался в феврале 2015 года, после того как выложил в Сети свое видеообращение "Я против мобилизации", в котором говорил о своем нежелании идти в армию потому, что в стране не объявлено военное положение. И призывал к тому же других людей. СБУ предъявила  журналисту подозрения в государственной измене и шпионаже.  Однако суд первой инстанции смягчил обвинения, оставив только препятствование деятельности Вооруженных сил.

Первый приговор - 3,5 года заключения посчитали неправомерным как  защитники Руслана Коцабы, так и прокуратура. В Апелляционном суде Ивано-Франковской области обвинение, как и в первой инстанции, настаивало на самом суровом наказании. Но победа оказалась на стороне журналиста и его адвокатов. Правда, еще не полная. Прокуратура имеет возможность оспорить приговор в кассационной инстанции. Но прецедент уже создан.

- Я считаю, что суд исходил не из нашего несовершенного законодательства, а из других соображений. Уголовное преследование Коцабы противоречит практике Европейского суда, который защищает свободу взглядов, - сказал "КП" в Украине"  глава правления Украинского Хельсинского союза по правам человека Евгений Захаров. - Статья о препятствовании деятельности Вооруженным силам появилась в УК по политическим мотивам. Если бы в стране было объявлено военное положение, не было бы необходимости в такой квалификации.

По мнению правозащитника, процесс над журналистом является показательным. Однако четкая грань между тем, где заканчивается свобода слова и начинается вред для общества, так и не проведена. И не будет прочерчена никогда, так речь идет о таких тонкий материях, как слово, которым можно убить.

- Каждый случай нужно рассматривать отдельно, - говорит Евгений Захаров. - Что пишет человек, на какой результат рассчитывает. За деньги, по заказу или по личным убеждениям.  В Украине нет прецедентного права, но я думаю, что на "дело Коцабы" будут оглядываться.

Если прокуратура откажется от кассации или проиграет в высшей инстанции, Руслан имеет право требовать компенсацию за незаконное привлечение к уголовной ответственности и лишение свободы. Расплачиваться с ним государство будет из казны - деньгами налогоплательщиков.

Новости по теме: Журналисты