22 ноября
Загрузить еще

Что стоит за громкими арестами принцев в Саудовской Аравии

Что стоит за громкими арестами принцев в Саудовской Аравии
Фото: Племянник короля Саудовской Аварии Аль-Валид бин Талал один из самых богатых людей мира. Фото: REUTERS

В то время, когда Украина вот уже больше трех лет безуспешно пытается искоренить коррупцию, в Саудовской Аравии на наглядном примере показали простой, но эффективный механизм борьбы с этим злом.

Политика или реальная борьба с коррупцией?

В Саудовской Аравии по обвинению в коррупции были арестованы 11 принцев, четыре действующих и десятки бывших министров. Для этого в стране был создан Национальный антикоррупционный комитет во главе с наследным принцем и будущим монархом страны Мохаммедом бин-Салманом. Этот орган обладает правом расследовать, арестовывать, а также отслеживать и замораживать счета частных лиц, причастных к финансовым махинациям.

После масштабного задержания король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд заявил, что в королевстве стартовала масштабная антикоррупционная кампания, призванная полностью покончить со злоупотреблениями во властных структурах. Сам король, выступая по национальному телевидению, заявил, что "закон покарает каждого, кто трогал деньги общества и не защитил их, или похитил их, или злоупотребил своей властью и влиянием".

Как сообщает The New York Times, весь персонал отеля Ritz Carlton в саудовской столице Эр-Рияде в субботу был эвакуирован; предполагается, что в нем могут разместить арестованных принцев и чиновников. Газета также указывает, что столичный аэропорт был закрыт для частных самолетов, предполагая, что таким образом саудовские власти хотят помешать скрыться другим возможным обвиняемым.

Сейчас есть две версии, которые поясняют стремительную активизацию борьбы с коррупцией в Саудовской Аравии. Политическая заключается в том, что таким образом наследник саудовского престола принц Мухаммад бин Салман пытается укрепить свою власть в стране, ограничить влияние своих родственников-конкурентов. То есть это попытка наследного принца консолидировать в своих руках всю полноту власти в стране.  Сейчас в Саудовской Аравии живет от пяти до семи тысяч потомков основателя династии арабских монархов - ибн Сауда, которые все являются принцами-эмирами, министрами или бизнесменами. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что Национальный антикоррупционный комитет был создан указом короля Салмана ибн Абдул-Азиза всего за несколько часов до арестов обвиняемых в коррупции. 

Среди арестованных числятся племянник действующего короля, принц аль-Валид бин Талал, глава компании Kingdom Holding, которая владеет крупными пакетами акций News Corp, Citigroup, Twitter, 21st Century Fox, Disney и многих других известных компаний, принц Митеб бин Абдулла, министр национальной гвардии, Халид аль-Тувайри, бывший глава Королевского суда, Адель Факейх, министр экономики и планирования, Ибрагим аль-Ассаф, бывший министр финансов, Абдулла аль-Султан, командующий Саудовским флотом и другие.

Коррупционерам руки не рубят

То есть исходя из ранга задержанных можно предположить, что в происходящем действительно есть политическая подоплёка. Но это не означает, что в Саудовской Аравии не ведется борьба с коррупцией. Ведется, причем по выводам международных организаций, весьма успешно.  

Согласно исследованиям "Transparency International", Саудовская Аравия занимает в рейтинге индекса восприятия коррупции 63 место (Украина -  131-е). А в королевском указе о создании Национального антикоррупционного комитета в преамбуле содержится ссылка на один из айятов Корана, в котором сказано: "Не старайтесь совершать коррупцию (нечестие) на Земле, ибо Аллах не любит коррупционеров (тех, кто совершает нечестивые деяния)".

В Саудовской Аравии действует закон о противодействии взяточничеству, который предусматривает в качестве наказания за получение или вымогательство взятки наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет  или денежный штраф, не превышающий 2 млн саудовских риалов (около 550 тыс. дол. США).

Есть также закон о борьбе с отмыванием денег, который на законодательном уровне закрепил ответственность лиц и учреждений, причастных к совершению подобных незаконных действий, повысив одновременно уровень инвестиционной привлекательности королевства.

В Саудовской Аравии существует и шариатский суд, и обычный, действующий в рамках уголовного кодекса. Если шариатские суды занимаются, в основном, семейными спорами и мелкими преступлениями, то крупные коррупционные дела рассматриваются обычными уголовными судами. И варианты наказаний там вполне привычны для цивилизованного общества: штрафы, тюремное заключение и так далее. То есть руки высокопоставленным казнокрадам не рубят, вопреки распространенному мнению.

В Саудовской Аравии высокие посты традиционно занимают члены правящей семьи, но это не значит, что родственные связи тут играют основную роль. Чтобы получить должность премьер-министра, министра внутренних и иностранных дел, а также министра обороны, претенденты проходят серьезный отбор. Такой же принцип работает при выборе наследника престола. И сейчас там человеку, обвиненному в коррупции, обеспечено общественное порицание и потеря положения в обществе.

А в это время

Как сообщает агентство Reuters, в Китае готовятся принять закон, который предоставит полномочия специальном органу, так называемым "надминистрам", задерживать, допрашивать и наказывать госслужащих, подозреваемых в коррупционной деятельности.

Это ведомство - Национальная комиссия по надзору - объединит несколько органов, ведущих борьбу со взяточничеством, и начнет свою работу уже в 2018 году. Возглавит "китайское НАБУ" глава страны Си Цзиньпин.

Новая комиссия получит полномочия расследовать, допрашивать и задерживать госслужащих и замораживать их активы. Новый закон будет касаться даже учителей в школах и менеджеров государственных предприятий.